Наверх

Как в барановичской школе готовят учителей уже со школьной парты

11.10.2016 680 Наш край

nob_1435

«Человек года» в сфере барановичского образования Николай Рудой возглавляет одну из крупнейших школ города. По численности учащихся среднюю школу № 14, в которой занимается 1 417 ребят, опережает только 19-я.

УЧИТЕЛЯ УЧАТ УЧИТЕЛЕЙ

14-я школа известна сегодня, конечно же, не только своими учителями, но и учениками. Ее выпускница Анастасия Мазур единственная в Барановичах достигла максимального результата на централизованном тестировании, набрала по 100 баллов сразу по двум предметам – русскому языку и математике.

Есть еще один повод обратить внимание на эту школу – профильный класс педагогической направленности, который открылся здесь в нынешнем учебном году.

Как учителя готовят учителей, свою смену, еще со школьной парты – чем не тема для интересного разговора с «Человеком года» в сфере образования?

У каждого времени, говорят, свои герои. Ребята, которые росли под восхищенные разговоры родителей о первом полёте в космос, хотели быть, как Гагарин, космонавтами. В 1990-х, с первыми компьютерами, пошла мода на профессию программиста. Очень хотелось бы мне, в чьем роду не один учитель, чтобы такое же место в ряду приоритетов современной молодежи заняла однажды профессия педагога. И это не просто следствие симпатии к учительскому делу.

Думаю, читатель согласится со мной в том, что экономику знаний без высокообразованных, талантливых, многоопытных, мудрых и опережающих на шаг время педагогов нам не построить. Эта профессия, как никакая другая, способна управлять будущим. Ученые-инноваторы, которые принесут стране золотые идеи и разработки, не появятся сами по себе – их нужно взрастить. Из тех ребят, которые в школе делают первые шаги в науку. А для этого надо, чтобы в педагоги стремился цвет выпускников, да еще и жестко конкурировал за студенческое место в педагогическом вузе.

Насколько популярна сегодня у нас в городе профессия учителя? Сложно ли было сформировать класс будущих педагогов?

– Совсем не сложно. Практически сразу на объявление откликнулись родители учащихся из разных школ города, – отвечает Николай Рудой. – Сегодня в классе обучается 22 будущих наставника.

Конечно же, я не мог не пообщаться с этими ребятами. Кто они? Почему выбирают путь учителя? Насколько осознанно?

– Мне нравится общение с людьми, есть желание помочь, чему-то научить, поэтому собираюсь поступать на психолога, – говорит Виктория Морозова. – А педкласс дает надежду, что у меня будет больше шансов поступить туда, куда хочешь. Поступать собираюсь в Брестский педагогический университет имени А.С. Пушкина.

Такие же надежды возлагает на профильный класс Наталья Примшиц, которая хотела бы поступить в Белорусский государственный педуниверситет имени М. Танка и стать учителем физкультуры. Она шестой год занимается спортом. В прошлом году школьная команда, в которую входит Наталья, на городских соревнованиях по спортивному ориентированию заняла первое место.

Среди ребят, которые выбирают для себя профессию учителя, есть победители олимпиад. Вероника Аболтина три года подряд удерживает первое место на городском этапе республиканской олимпиады по немецкому языку.

В неоднократных призерах городского этапа олимпиады по истории и Павел Торопов:

– Профессию педагога я выбираю, глядя на своих учителей. Мне всегда, еще с первых классов, хотелось быть на их месте. А теперь, когда у меня появился интерес к истории, вопроса, какой предмет я намерен вести в будущем, когда получу образование в университете, у меня не возникает. Надеюсь, профильный педагогический класс поможет достичь цели.

У меня тоже сложилось такое впечатление, после того как узнал о «курсе молодого педагога», который проходят десятиклассники. Педагогический класс, как рассказал директор школы, по сути мультипрофильный: учащиеся разбиваются на группы, чтобы глубже изучить те предметы, которые будут спустя лет шесть вести в школе сами.

Обязательное условие для тех, кто хочет учиться в этом классе, – это посещение факультатива «Введение в педагогическую профессию».

– Курирует образовательный процесс в классе городской учебно-методический кабинет, – продолжает Николай Рудой. – Ребята будут посещать открытые уроки самых опытных учителей города, а летом проходить педагогическую практику в пришкольных и загородных лагерях помощниками воспитателя.

Как итог трудов, в аттестате выпускника будет записано: «Успешно освоил курс «Введение в педагогическую профессию». А если средний балл у него будет к тому же не ниже восьми, да по предмету, который он собирается преподавать тоже минимум восьмерка – выпускник педкласса сможет, не сдавая централизованного тестирования, положить документы на стол приемной комиссии вуза. По крайней мере, сегодня такая возможность есть.

Педагогического класса в городе еще не было. Хотя в истории школы были лицейские классы при Барановичском высшем педагогическом колледже. Николай Рудой – убежденный сторонник профильного образования. Даже когда «профили» ушли из школ, в 14-й, благодаря его твердой позиции, у ребят была возможность углубленно изучать предметы за счет факультативных занятий. Теперь в школе, помимо педагогического класса, есть профильные классы по пяти направлениям.

– С этого учебного года началась ранняя профориентационная допрофильная подготовка. Она ведется с восьмого класса, чтобы учащиеся заранее с полным осознанием и ответственностью определились, какие предметы больше всего будут нужны им во взрослой жизни, – говорит директор.

СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ…

Думаю, не будет ошибкой так перефразировать известное выражение: скажи мне, кто твой учитель, и я скажу, кто ты.

– Кого вы назвали бы своими наставниками в профессии, Николай Николаевич?

– Большое влияние на меня оказал Захар Маркович Рахлевский. На пути становления меня как руководителя примером были Владимир Николаевич Разумович и Павел Антонович Вишневский, которого, к сожалению, уже нет с нами, – ответил мой собеседник.

В барановичской педагогике Николай Рудой с 1980 года. Начинал учителем физики. История СШ № 14 берет начало еще от одной из школ железной дороги. На закате перестройки ее здание начали отстраивать заново, оставив лишь старый фундамент. Из-за развала СССР строительство затянулось до 1997 года. Открывать новостройку предстояло Николаю Рудому, назначенному директором школы.

– Наш коллектив поначалу не знал, что такое пенсия. Прошло пять или шесть лет, прежде чем мы проводили на заслуженный отдых первого учителя, ведь работала в основном молодежь 25–30 лет, – рассказывает собеседник. – Сегодня это коллектив зрелых, опытных педагогов.

Приходит в коллектив и современная молодежь. Причем директор не припомнит случая, чтобы кто-то, отработав два года по распределению, уходил из школы искать лучшей доли. За каждым закреплен опытный наставник, который поможет, направит, посоветует…

РОБОТ ВМЕСТО УЧИТЕЛЯ?

Стремительное развитие информационных технологий, появление искусственного интеллекта дает некоторым повод для сомнений в долгой жизни привычных для нас профессий.

– Сегодня всё большее значение приобретает самообразование. В интернете уже сейчас можно найти массу видеокурсов и прочего доступного обучающего материала на любую тему. Что ждет в будущем профессию учителя, насколько она перспективна? – поинтересовался у директора школы, которая готовит кадры для педагогики.

– А кто эти курсы составляет и ведет: компьютер или человек? – парировал Николай Николаевич. –
Дикарь ведь сам не научится читать и писать. Безграмотная мать может дать ему пищу и кров, а как передать ему знания? Всегда будут нужны люди, которые лечат, защищают и учат других. Вот бы заглянуть мне в 14-ю школу через сто лет – уверен, там, как и сейчас, будет в классе висеть доска, пускай и электронная.

Собеседник согласился с тем, что профессия претерпевает определенные изменения.

– Раньше учитель был едва ли не единственным источником знаний. Теперь у детей, молодежи доступ к самой разнообразной информации, и учителю нужно угнаться за стремительно меняющимся миром, чтобы не было, как в анекдоте: бабушка считает, что лайки – это собаки, а внук не может ее понять. Поэтому учителю в наше время приходится работать гораздо больше, чем прежде.

Похоже, перспективной профессией педагогическую считают и новые поколения в семье Рудых. Дочь Екатерина Мороз для себя выбрала именно работу учителя английского языка. Внучка Николая Николаевича тоже убежденно говорит, что будет педагогом, несмотря на то, что пока учится в третьем классе.

Виталий ГЕРЦЕВ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: