Большинство жителей города – добропорядочные и дисциплинированные люди, которые хорошо осведомлены о периоде оплаты жилищно-коммунальных услуг, знают, что в случае несвоевременного расчета последует пеня, и регулярно рассчитываются.
Однако есть горожане, которые игнорируют приходящие к ним извещения об оплате жилищно-коммунальных услуг. Растет ли количество неплательщиков, если да, то почему, и что надо делать, дабы избежать статуса должника? Об этом и другом наш разговор с Еленой ИВАНОВСКОЙ, директором ЕРСЦ города Барановичи.
– Елена Александровна, количество должников за жилищно-коммунальные услуги увеличивается?
– Я бы так не сказала, их численность примерно на одинаковом уровне.
– А какова причина несвоевременной оплаты или неоплаты жилищно-коммунальных услуг?
– Причины самые разные. Я лично сама обзвонила всех горожан, которые вовремя не рассчитались за жилищно-коммунальные услуги в августе. Кто-то попросту забыл, другой болел и находился в больнице, у третьего сломался телефон и отсутствовала возможность оплатить по интернет-банкингу (но и с этим нет проблем, надо зайти на наш сайт, где в электронном виде есть извещение для каждого плательщика), у четвертого возникли финансовые затруднения – причины самые разные. Проведя анализ лицевых счетов неплательщиков, мы выяснили, что не всегда эти люди относятся к категории неблагополучных или малообеспеченных. У многих дорогие автомобили, хорошие дома.
Но почему-то они считают, что из месяца в месяц могут не оплачивать услуги ЖКХ, хотя всё это время исправно пользуются благами цивилизации: теплом, электроэнергией, водой, газом. Отправляясь в магазин, эти должники ведь не рассчитывают получить продукты или другие товары бесплатно. Однако и на верхние этажи многоэтажек никто не хочет подниматься пешком, да еще тянуть за собой детскую коляску и тяжелые сумки. Все хотят, чтобы исправно работал лифт, в подъездах и дворах было чисто, в жилом доме своевременно проводили ремонт, в холодную и сырую погоду в квартире было тепло, имелась возможность принять горячую ванну. Чтобы мы ощущали комфорт, за всё нужно платить.
– И платить не какому-то эфемерному субъекту, а конкретному предприятию, конкретной организации, которые и дают нам тепло, газ, свет, воду…
– Именно так. Деньги, поступающие от населения в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги, идут непосредственно на счета организаций – поставщиков услуг, которые снабжают наши дома теплом, светом, вывозят мусор, подают воду. Своевременный расчет влияет на стабильность их работы. Получив определенную сумму за уже оказанные населению услуги, организация направляет ее на поддержание функционирования всей системы.
– Сейчас нет тайны, какую долю затрат на коммунальные услуги возмещает население. Эта цифра указывается в ежемесячном извещении об оплате. И до 100 процентов мы еще не добрались…
– Верно замечено. На данный момент население возмещает 83,2% затрат на коммунальные услуги. Оставшиеся 16,8% покрываются из бюджета и перекрестным субсидированием. Поэтому цифры в извещениях не такие уже и большие. А вот если человек просрочит оплату коммунальных услуг хотя бы на один день, последует наказание. С 26 числа начнет капать пеня в размере 0,3% в день от суммы задолженности. И это, хочу заметить, немаленькая сумма.
Если сравнить с банковскими годовыми процентами, то получится достаточно «кучерявая» цифра: 0,3% в день умножаем на 30 дней – это 9% в месяц. 9% умножаем на 12 месяцев – выходит 108% в год! Еще более наглядный пример. Если на данный момент среднее начисление за двухкомнатную квартиру составляет 50 рублей, то пеня за полгода набегает в размере 54 рублей. Она, как видите, превышает основной долг. Важно знать, что, не оплачивая коммунальные услуги, человек делает хуже в первую очередь себе. А далее – как снежный ком: в подъезде не уберут, мусор не вывезут и т. д.
– Давайте скажем и о том, что у многих горожан коммунальные платежи сейчас не такие уж и большие. Но скоро начнется отопительный сезон – и сумма ежемесячной пени при задолженности изменится кардинально.
– Поэтому мы и стали обзванивать горожан, шлем уведомления, предупреждаем. Ведь следующим шагом может стать исполнительная надпись, которую оформляем у нотариуса. А вот оспорить эту надпись возможно только в судебном порядке.
Алгоритм такой: нотариус или суд уведомляют должника о том, что оформлена исполнительная надпись, что она поступила в производство. Затем виновнику предоставляют определенный срок для ее обжалования. Но для этого человек должен подать исковое заявление в суд и начать гражданское делопроизводство.
Важно помнить и о том, что судебные исполнители, наделенные широкими полномочиями, могут временно лишить должника водительских прав, ограничить ему выезд за границу, описать имущество в счет долга и т.д.
Но если и эта мера ситуацию не исправит, жильцу-неплательщику просто отключат коммунальные услуги. Это возможно уже при задолженности в два месяца. Причем некоторые услуги, например электричество, газ, канализацию, можно отключить, как говорят, дистанционно, без доступа в квартиру.
И чтобы дело не доводить до самой серьезной санкции – выселения из квартиры после шести месяцев неуплаты, стоит поступить разумно и рассчитаться с поставщиками услуг вовремя. Уверена, у жителей города хватит и мудрости не поддаваться на провокационные призывы не оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
Светлана ГИЛЬ
Фото Бориса НОВОГРАНА