Наверх

«Иоанн имя ему»

04.07.2013 279 Наш край

7 июля Православная Церковь отмечает один из великих праздников – Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Святой Иоаннпроис­ходил из священни­ческой семьи, его родителей звали Захария и Елисавета. Долгое время семья не име­ла детей, Елисавета счита­лась бесплодной. И вот уже в преклонном возрасте свя­щенник Захария, совершая богослужение в Иерусалим­ском храме, получает от ан­гела Божие откровение: «…жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе ра­дость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Гос­подом; не будет пить вина и секира, и Духа Святого ис­полнится еще от чрева мате­ри своей» (Лк. 1, 13–15). За­хария усомнился в словах ан­гела, за что был поражен не­мотой до самого рождения своего сына.

По иудейскому обычаю по­лагалось на восьмой день после рождения совершать обряд обрезания над мла­денцем и нарекать его ка­ким-либо именем. Обычно давались те имена, которые уже были в роду, потому родственники Захарии и Ели­саветы хотели назвать мла­денца Захариею по имени от­ца. Однако сами праведные родители воспротивились этому. Захария попросил до­щечку и, поскольку не мог го­ворить, написал: «Иоанн имя ему». В тот же час к нему вер­нулась речь, и он стал проро­чествовать: «И ты, младенец, наречешься пророком Все­вышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа пригото­вить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в про­щении грехов их…» (Лк. 1, 76–77).

Святой Иоанн действитель­но стал проповедником пока­яния. Именно в очищении со­вести от грехов он видел воз­можность для всякого чело­века принять Христа. Только чистые сердцем узрят Бо­га. Иоанн знал это и потому жизнь посвятил тому, чтобы как можно большему количес­тву людей помочь духовно прозреть. Совершаемое им водное крещение было не чем иным, как наглядным – види­мым – символом. Как вода омывает всякую грязь с те­ла человека, так же искрен­нее покаяние омывает ду­шу человека от греха.

Проповедь святого Ио­анна Крестителя весь­ма злободневна и в наше вре­мя. Большинство современ­ных православных христиан имеют довольно поверхност­ное, а многие и того меньшее, знание о своей вере, своей Церкви, о своём Боге. Чаще всего всю вину сваливают на извечные житейские пробле­мы, суету, трудности, нехват­ку времени, советское про­шлое. Однако главной причи­ной такого неведения являет­ся зачастую не осознаваемое нежелание менять свою жизнь, поведение и общение, нежелание отказаться от при­вычек, которые нередко гре­ховны. Человек, как ему ка­жется, живет довольно хоро­шей, насыщенной, счастли­вой жизнью. При этом может даже иногда приходить в храм на исповедь, то есть вроде бы каяться. Однако покаяние, к которому призывал сперва Иоанн, а потом и Сам Господь Иисус Христос есть нечто большее, чем просто словес­ное перечисление грехов. В греческом языке слово, пере­веденное на русский как «по­каяние», означает перемену сознания, можно сказать, из­менение мировосприятия. Человек, интересующийся своей верой – христианством, живущий духовной жизнью, участвующий в таинствах Церкви, постепенно совер­шенно по-иному начинает смотреть на себя, на окружа­ющих, на земную жизнь вооб­ще. Ибо в опыте церковной жизни христианин имеет воз­можность по-настоящему ощутить приблизившееся Царствие Небесное и приоб­щиться вечной жизни. Тогда для него слова святого Иоан­на и Самого Христа: «Покай­тесь, ибо приблизилось Царс­твие Небесное» становятся не абстрактным ярким выраже­нием, а реальным призывом, руководством к действию. Покаяние для христианина не единовременный акт ис­поведания, а жизненный процесс, сама жизнь, уст­ремленная к Богу.

Святой Иоаннпризы­вал современных ему людей к покаянию, изменению своей жизни, потому что было близко время пришествия Христа. Однако и к нам, живу­щим после Рождества Христо­ва, эти слова относятся в пол­ной мере. Бог сошел на зем­лю, чтобы человека возвести на небо, а не затащить туда силой. Только при нашем же­лании приблизившееся Царст-вие Небесное может стать на­шим Отечеством.

С праздником вас!



  • Мы в социальных сетях: