Александр Францевич Рагоза родился в Витебске 8 июня 1858 года в семье потомственных дворян. По примеру отца, кадрового офицера, выбрал военную карьеру и поступил в Полоцкую военную гимназию, по окончании которой в 1874 году продолжил образование в Михайловской артиллерийской академии.
Спустя три года Рагоза закончил академию в чине подпоручика и сразу же принял участие в русско-турецкой войне. О мужестве молодого подпоручика свидетельствовали его боевые награды – ордена Святой Анны 4-й степени, Святого Станислава 3-й и 2-й степеней с мечами и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.
Окончив в 1883 году Николаевскую академию Генерального штаба, Рагоза был произведен в штабс-капитаны. Начинал свою карьеру как штабной офицер, служил сначала в Харьковском, а затем в Приамурском военном округе. С 1900 года Александр Францевич был уже в строю: последовательно командовал 18-м пехотным Вологодским полком, бригадой в 27-й пехотной дивизии, был комендантом Усть-Двинской крепости, начальником 19-й пехотной дивизии. Заслуживает внимания продвижение Рагозы по службе: в 1892 году он был произведен в полковники, в 1904-м – в генерал-майоры, а в 1908-м – в генерал-лейтенанты.
В начале Первой мировой войны генерал Рагоза некоторое время продолжал командовать дивизией, но быстро зарекомендовал себя в боевых условиях и получил под свое командование 25-й армейский корпус. Одновременно ему был присвоен чин генерала от инфантерии (выше в царской армии был тогда только чин генерал-фельдмаршала, но с 1912 года он никому не присваивался). Во главе корпуса генерал отличился во время сражений на территории Польши, где в конце июня 1915 года разгромил австро-венгерскую армию эрцгерцога Иосифа-Фердинанда. Заслуги военачальника были тут же отмечены высокими наградами: орденами Святого Владимира 2-й степени с мечами, Белого Орла с мечами и Святого Георгия 4-й степени.
После неудач русской армии и отступления из Польши в Беларусь, осенью 1915 года Александр Францевич получил назначение на должность командующего 4-й армией в составе Западного фронта. Так его судьба оказалась связана с нашим городом. Под его руководством 4-я армия крепко зацепилась за участок фронта под Барановичами, и русско-германский фронт здесь буквально застыл на долгих два года. Все попытки кайзеровских войск развить наступление дальше, на Минск, оказались безрезультатными. За эти успехи генерал был награжден высоким и редким орденом Святого Александра Невского с мечами.
В следующем, 1916 году, Александру Рагозе было поручено руководство наступательной операцией в районе озера Нарочь. Наступление русские войска проводили с единственной целью – помочь попавшим в сложное положение французским союзникам, оборонявшим крепость Верден. Союзники торопили русскую Ставку, а Ставка – Рагозу. В результате такой спешки операцию было приказано проводить без необходимой подготовки и в тяжелейших погодных условиях. Десять дней русские солдаты самоотверженно пытались прорвать сильно укрепленную полосу обороны германских войск в районе Нарочи и выбить противника из Беларуси. Офицеры и солдаты, проваливаясь по пояс в талую воду, шли в убийственные лобовые атаки на вражеские пулеметы. Результатом сражения было освобождение города Поставы и десяти квадратных километров территории Беларуси. Ценой успеха были жизни 20 тысяч солдат и офицеров царской армии, которые навсегда легли в белорусскую землю. Еще 50 тысяч были ранены, но немецкие атаки на Верден временно прекратились.
Июнь 1916 года ознаменовался для Западного фронта еще одним тяжелейшим для царской армии сражением – Барановичской наступательной операцией. Теперь на 4-ю армию генерала Рагозы возлагалась задача сломить германскую оборону под Барановичами и развить наступление на Брест. О том, какое значение придавалось Ставкой этому наступлению, говорит такой красноречивый факт: наступление соседнего Юго-Западного фронта, известное как Брусиловский прорыв, планировалось как второстепенное по отношению к Барановичской операции. Но успехом это сражение, как и Нарочанское, не увенчалось. Многие тысячи убитых и раненых солдат и офицеров – так закончились кровопролитные двухнедельные бои под Барановичами.
Многие годы сражения 1916 года на Нарочи и под Барановичами, которыми руководил генерал от инфантерии Алексадр Францевич Рагоза, считались «бессмысленными», «проигранными», «позорными». Однако на самом деле ни одно из них проиграно не было. Это были достойные попытки изгнать оккупантов с белорусской земли, а русские войска, сражавшиеся на территории нашей страны, показали при этом высокие образцы воинской доблести. Это признавал даже противник. Так, немецкий генерал Э. Людендорф отмечал в своих мемуарах, что все атаки русских офицеров и солдат в районе нашего города отличались поразительным мужеством и презрением к смерти.