Наверх

Где в Барановичах жить хорошо. Южный (дополнено)

21.05.2014 873 Наш край

Чем живёт сегодня один из старейших микрорайонов города – Южный? Журналисты газеты и начальник управления архитектуры горисполкома Леонид Сушко совершили очередную экскурсию по Барановичам.

Передо мной детальный план развития Южного жилого района города 1969 года. Его разработали специалисты Барановичской архитектурно-конструкторской мастерской Брестского филиала «Белгоспроект» под руководством главного архитектора города Анатолия Маренича.

Через 10 лет после утверждения проекта его почти полностью реализовали. В одном из интервью «Нашему краю» Анатолий Георгиевич рассказывал, что территория площадью 350 гектаров предназначалась под многоэтажную жилую застройку, которая началась ещё в начале 60-х. Все индивидуальные строения, которые там находились, предполагалось снести. По проекту новый жилой район с юга ограничивался улицей 50 лет ВЛКСМ и простирался до улицы Чернышевского, шел вправо до улицы 50 лет БССР  и влево –  до улицы Свердлова.

Но правосторонняя многоэтажная застройка остановилась перед кладбищем. Это было, признавался Анатолий Маренич спустя годы, верным решением. В то же время выдающийся архитектор с сожалением говорил о том, что многие интересные идеи в Южном микрорайоне не осуществились.

Образец советского градостроительства

В конце 50-х – начале 60-х в Барановичах шло бурное строительство крупных промышленных предприятий: текстильного комбината, комбината ЖБК, завода автоматических линий, расширялся автоагрегатный завод. Для специалистов новых производств нужны были квартиры, общежития. Выбор территории под жилую застройку пал на свободную площадку в южном направлении, от центра города до авиазавода.

 Южный микрорайон, скажем так,  вобрал в себя четыре полноценных и полновесных даже не квартала – микрорайона. Специалисты называют Южный первым настоящим микрорайоном классического советского образца. Четкость планировочных линий, свобода, простор  – таким предстает перед нами первый жилой квартал микрорайона от улиц Курчатова до Коммунистической, от Советской до Притыцкого, плюс вся инфраструктура. Что для нынешнего времени кажется просто уникальным.

Застройка Южного началась с улицы Курчатова. В 1960 году здесь появился первый дом под номером… 11. Почему именно с середины улицы началось возведение домов? Специалисты объясняют это технологией строительства.  А еще на первом этаже 11-го дома открылся промышленный магазин, сразу же ставший очень популярным не только у жителей Южного микрорайона, но и у горожан других районов города. Они так и говорили: «Поеду в магазин на Курчатова». А в дом под номером 1 на улице Курчатова новоселы заселились в 1963 году.

Говорят, архитектура – отражение экономики. Острая нужда в жилье не позволяла архитекторам, проектировщикам рождать штучные идеи. Жилые дома в Южном строили по типовым проектам, кирпичные, почти сплошь пятиэтажные. Выше, рассказывал бывший начальник СУ-186 стройтреста № 25 Иосиф Потапович,  нельзя было подняться по двум причинам: в республике был дефицит лифтов, которые требовались для семи- и девятиэтажек, и другого специального оборудования – повысительных насосов, которые увеличивали давление и позволяли подать воду на верхние этажи. В пятиэтажных домах устанавливать такие насосы не было необходимости, жильцы не ощущали никаких перебоев с водой.

Застройка первых кварталов Южного велась свободно: места хватало, каждый дом имел не дворик – хороший уютный двор. Появились здесь и яркие пятнышки в жилищном строительстве. Акцентами в серой застройке стали семиэтажные, девятиэтажные дома, и квартиры в них были комфортнее, говоря нынешним языком, улучшенной планировки. Такие многоэтажки выросли по улице Советской под номерами 138, 142, 148 и Притыцкого 85. Анатолий Маренич вспоминал, что в них получили квартиры и многие строители. Новоселом элитного углового дома на улицах Притыцкого-Коммунистической, например, стал тогдашний начальник СУ-145 стройтреста № 25 Борис Раскин. Специалисты его управления – генподрядчика работ – и возводили Южный микрорайон. Потом Бориса Ароновича на посту руководителя 145-го управления сменил Анатолий Петько, Анатолия Борисовича – Евгений Леончик. Высокие организаторские способности этих замечательных людей ярко проявились именно при строительстве Южного микрорайона.

…Молодая мама Алина Антипина живет в доме №142б по улице Советской, а гулять с трехлетней дочуркой Соней приходит в соседний двор, ближе к улице Курчатова.

– Здесь так здорово: качели, скамеечки, песочница, беседка для детей. Мой ребенок может часами здесь играть. Милее микрорайона, чем Южный, я не знаю. Много магазинов, детсадов, школ, близко к центру города – буквально за 15 минут мы с ребенком добираемся пешком до детской поликлиники. Здесь есть все, что нужно для жизни молодой семье.

Мою собеседницу поддерживает и Нина Ждан:

– Я 23 года прожила в Северном, свою квартиру оставила детям, а сама 8 лет назад приобрела жильё в Южном. Поверите, родным стал для меня этот район. Чистый, зеленый, тихий, близко рынок. Когда невестка просит посмотреть внуков, я всегда говорю: «Привозите их сюда». Лучшего места для отдыха детворы не найти.

Нина Юльяновна живет на улице Курчатова в доме № 3. Именно дворы этого и соседних домов: первого, пятого, 140-го  и 142а по улице Советской – были выбраны в середине 80-х в качестве показательного объекта благоустройства для проведения областного семинара. Весь процесс проходил под непосредственным кураторством первого секретаря горкома партии Владимира Заломая. Благодаря семинару и были устроены здесь пешеходные дорожки, парковки, установлены малые архитектурные формы, качели и другая всячина для отдыха взрослых и детей. А вот разукрасить фасады домов, как это делается теперь, не смогли из-за дефицита краски.

Новые подходы

Как менялись подходы жилой застройки Южного, мы с  начальником управления архитектуры и градостроительства горисполкома Леонидом Сушко видим, совершая экскурсию по микрорайону. Второй квартал раскинулся на территории от улицы Коммунистической до авиазавода. Здесь та же пятиэтажная застройка, но наряду с кирпичными домами уже встречаются панельники. Иосиф Потапович объясняет их появление: «Не только сейчас требуют метры, может, тогда они еще нужнее были. Дом из панелей возводили быстрее, кроме того, он был дешевле, экономичнее  кирпичного».

Дискомфорт от проживания в панельных домах жильцы почувствовали спустя десятилетия. В том же Южном в 2000-е коммунальные службы утеплили не один десяток торцов серых многоэтажек. И продолжают это делать.

А тогда получить свою квартиру даже в панельном доме было счастьем.

Мария Ивановна живет в такой пятиэтажке по улице Притыцкого. Она вселилась сюда в 1972-м, как только получила заветные ключи.

– Моя квартира в середине дома, у моей семьи и у семей соседей никогда не было нареканий по поводу сырости и холода. Мне здесь и тогда,  40 лет назад, было хорошо, и сейчас так. Обожаю свой район, считаю его самым лучшим, самым уютным и самым душевным в городе. Я здесь счастлива.

Подобных счастливых семей в Южном микрорайоне тысячи! Точная статистика численности горожан, живущих здесь, нигде не ведется. Но есть цифры, которые дают возможность хотя бы примерно прикинуть это. Специалисты ЖЭСов-2, 3, 6, на балансе которых в основном находятся многоэтажки  Южного, сообщили, что они обслуживают 120 домов коммунальной собственности. В каждом в среднем около 120 квартир. Вот и получается, что только там проживает более 40  тысяч человек. А надо учесть еще и жильцов домов ЖСК. На территории только одного третьего ЖЭСа находятся 33 жилищно-строительных кооператива!

Бесплатные квартиры

В Южном строили в основном государственное жильё. Строили много. А очереди на получение квартир не иссякали. Но при всей остроте ситуации люди верили: через пять-десять лет они получат заветные метры. Так и было. Особенно быстро шел процесс для горожан, которые стояли в очереди на жильё на родном предприятии. В 60–80-е годы свои дома, общежития в Барановичах строили и предприятия: заводы автоматических линий, торгового машиностроения, автоагрегатный,

авиазавод, завод стройдеталей, текстильный комбинат – у них были деньги. Люди получали квартиры бесплатно.

Авиазавод по заказу Министерства обороны начал возводить дома для своих работников вблизи предприятия, на площадке левее улицы Советской. Тем самым дал начало третьему кварталу застройки Южного. Все эти дома появлялись благодаря военным строителям – УНР-83. По мере заселения квартала стало ясно, что площади не хватает, и плотность застройки заметно увеличилась. Предпочтение начали отдавать девятиэтажным домам. Из соображений экономии часто выходило так, что жильцы вновь построенного столбика-многоэтажки не имели даже своего двора. Это мы увидели в глубине улицы 50 лет ВЛКСМ. У горожан дома №12б вместо двора лишь автомобильная парковка. Обидно? Обидно. Особенно когда видишь, какие комфортные условия для отдыха созданы у соседнего дома.

Правда, с одним соседом  жильцам 12б дома очень не повезло. В 1992 году рядом началось строительство крупного промышленного объекта – комбината надомного труда. Масштабы стройки впечатляли. Впрочем, для советского времени это было типичным явлением. Но объекту не посчастливилось: большой страны к тому моменту не стало, не стало и денег на строительство. Так до сего дня и стоит недостроенное здание, утопая в бурьяне и представляя угрозу для жизни мальчишек, которые норовят туда пробраться. Его перспектива, замечает Леонид Сушко, только одна – снос. Эту работу специалисты оценивают минимум в 3,5 миллиарда рублей. Вопрос остается открытым.

Место последнего приюта

Нет той свободы и широты, единства архитектурного стиля, что были характерны для первых двух кварталов Южного, в его четвертой части – правее улицы Притыцкого. Зато выделяется яркая современная застройка, почти вплотную подошедшая к старому городскому кладбищу.

Сегодня никого такая близость не пугает – решением горисполкома 10 июня 1982 года кладбище закрыто. В порядке исключения производить захоронения там разрешали еще до 1 января 83-го. А затем – только урны с прахом. Старожилы службы ритуальных услуг ЖКХ помнят только несколько таких случаев.

Старое кладбище располагалось почти на 13,5 гектарах земли. Вернее, на этой площади существовало сразу три кладбища. На улице Куйбышева польское, поскольку там в основном хоронили католиков, еврейское находилось на улице Калинина, а самая большая территория – более 7 гектаров – была отведена под кладбище на улице Декабристов, для православных.

Первые захоронения на этих кладбищах датированы еще концом девятнадцатого века. Специалист из Бреста, занимавшийся проектом охранной зоны кладбища, по словам начальника службы ритуальных услуг Владимира Павлова, был просто сражен этим открытием. Но еще больше тем, что за такими старыми могилами все еще кто-то ухаживает.

Помню, как страшно мне, 10-летней девчонке, становилось всякий раз, когда слышала траурную музыку и видела из окна своей квартиры на четвертом этаже грустную процессию на кладбище по Декабристов. Наш дом по улице 50 лет ВЛКСМ был построен последним – впереди пустырь и… кладбище. Это теперь жильё от кладбища отделяют гаражный массив и большой зеленый сквер. Да и само кладбище более 32 лет не действует. Поэтому санитарные службы и разрешили здесь строить дома.

Инфраструктура

Повторюсь: уникальность Южного микрорайона в том, что его застраивали комплексно. На объекты социальной программы государство отчисляло от 5 и выше процентов от средств, которые шли на жильё. Они накапливались в сбербанке и затем направлялись на строительство улиц, инженерных сетей. В 1965 году в Южном построили электрическую подстанцию с одноименным названием. Сейчас её, самую старую в городе, реконструируют – неприятный сюрприз она доставила горожанам в день выборов в местные советы.

Параллельно с жилыми домами в каждом квартале Южного возводили детский сад, школу, магазины – это был обязательный набор. А еще в районе были почта, сберкасса, прачечная и химчистка, парикмахерская, фотоателье, кафе – знаменитая «Ивушка» на улице Советской, где горожане любили проводить свадьбы. Стирать бельё в Доме быта на улице Притыцкого, где сейчас находится торговый комплекс «Анвой», ездили со всего города. Так же, как и в ателье «Силуэт», расположенное на углу улиц Притыцкого–Коммунистической. Оно славилось в Барановичах высококлассными закройщиками и портными. И фотографировались в Южном, почитай, все горожане, и подстригались, делали завивки в парикмахерской на углу улиц Советской–Курчатова. Парикмахерская здесь сохранилась до наших дней, и отделение почтовой связи, аптека по улице Советской, и фотостудия на Коммунистической.

Новоселами нового микрорайона были молодые семьи. Редко в какой семье тогда рождался один ребенок, все больше двое. Очереди на получение места в детском саду в гороно (городском отделе народного образования) были сумасшедшие. Чтобы помочь своим работникам, детсады строили и крупные предприятия. По территориальному признаку в Южном появились дошкольные учреждения всех заводов – автоагрегатного, торгового машиностроения, авиазавода. Автоагрегатовцы построили за свои деньги даже два детских сада. Здесь были детсады и швейной фаб-

рики, стройтреста, предприятия бытового обслуживания. А еще дошкольные учреждения строило государство – заказчиком выступал отдел капитального строительства горисполкома. Восемь детсадов насчитывалось в Южном микрорайоне и четыре школы.

Теперь ведомственных детсадов ни в Южном, ни в целом в городе нет – все они переданы на городской баланс. Предприятиям содержать эту социальную сферу нынче хлопотно и затратно.

В 1994 году именно в Южном микрорайоне на свободной площадке появилось еще одно красивое здание для ребятни – Дом пионеров, название которого позже трансформировалось в Дом школьника, а теперь  – Дворец детского творчества.

Вот только никакого медицинского учреждения вроде поликлиники в Южном не построили – всех обслуживала городская, и необходимости иметь свою, микрорайоновскую, тогда ни у кого не возникало. А сейчас – наоборот. На улице Коммунистической работает терапевтическое отделение.

Очень популярными в те годы у горожан были овощные магазины. Открылся такой и в Южном микрорайоне, в подвале дома № 5 по улице Коммунистической. Хороший магазин. Но как же натерпелись его работники! После каждого дождя все плавали: вода доходила до пояса человека. Бывший генеральный директор городского объединения жилищно-коммунального хозяйства Василий Рыжиков и теперь вспоминает те ЧП с дрожью: подтопление дома превратилось в большую городскую проблему. Лет десять она будоражила весь город. О ней забыли, как только была построена дождевая насосная станция и проведена канализация от улиц Курчатова по Коммунистической и от авиазавода по Советской. 

Вот ведь были времена: по блату ли (чего греха таить!) или по очереди, но желающие построить гараж рядом с домом получали тогда такую возможность. 40 гектаров земли было выделено в Южном под гаражи. Самый большой массив расположился за улицей 50 лет ВЛКСМ. По подсчетам специалистов управления архитектуры, теперь здесь около 6 тысяч гаражей.

Достопримечательность

Самая большая, можно так сказать, достопримечательность Южного – колхозный рынок. Правда, он появился гораздо раньше самого микрорайона. Сюда его перенесли с площадки в центре города. Рынок назывался колхозным, потому что в основном сюда приезжали сельчане из окрестных деревень. Особенно бойко шла здесь торговля домашней живностью. Директор городского центра архитектуры, строительства и геодезии Болеслав Тумащик  хорошо помнит, как они с мамой приходили туда в пять часов утра, чтобы купить поросенка. А продавцы приезжали на рынок еще затемно, чтобы занять лучшее место и быстро распродать повизгивающий в мешках товар.

Одновременно со строительством первого жилого дома в Южном микрорайоне в 1960 году для приезжих на входе в рынок с улицы Чернышевского построили и гостиницу. Она так и называлась: колхозная и была очень популярной, просуществовав почти до конца прошлого века.

Первый павильон на рынке – это был молочный павильон, рядом с которым сейчас торгуют медом, – возвели в 1950 году. Спустя четыре года на площадку подвели канализацию, а еще через два – водопровод.

На топографический план города 1957 года рынок уже был нанесён. Однако в то время он отделялся от автоагрегатного завода улицей Грицевца. Лишь через десятилетия, когда начал расширяться завод, эта улица стала тупиковой, оборвавшись у Чернышевского.

Первоначально, кстати, предполагалось увеличить площадь рынка. Но соседи слева – автоагрегатный завод – оказались расторопнее, отстояли свободную территорию под своё предприятие. И тогда рынок двинулся правее, к улице Притыцкого, где была частная застройка. Эти дома пришлось снести.

Сегодня рынок имеет более современное название – кооперативный. По-прежнему его принадлежность – сельская, находится на балансе у районного потребительского общества. Но площадь в 3,1 гектара, на которой он расположен, и спустя 64 года – самая популярная не только у жителей нашего района, но и соседних. А уж о горожанах и говорить нечего. Далекий от современного комфортного объекта, он остается самым востребованным в городе местом купли-продажи. Сегодня кооперативный рынок – это 1427 мест, из них 1217 отведены под торговлю промышленными товарами, 210 – продовольственными и овощами-фруктами.  А еще сколько всякой всячины продают здесь! Кроме живых свиней. Тот товар, ради которого, собственно, и создавался рынок, теперь здесь днем с огнем не сыщешь. И дело не только в недавнем запрете, связанном с ситуацией на свинокомплексе Восточный. Четыре года назад купля-продажа живых свиней на рынке в центре города была прекращена по требованию ветеринарных и санитарных служб. 

Что не удалось?

Не все задумки главного архитектора города Анатолия Маренича удалось воплотить в жизнь. Так и не появился в Южном  Дом культуры авиазавода – на проекте 1969 года он располагался неподалеку от предприятия. Вместе с очагом культуры предполагали построить большой полноценный стадион на месте нынешней разворотной площадки у авиазавода. Проектировщики, учитывая хорошее финансирование, предложили там комфортные трибуны, беговые дорожки, площадки для игры в волейбол, баскетбол, игровое поле ждало футболистов. Увы, проект так и остался на бумаге. Распался Советский Союз, и оборвались тысячи планов и на-дежд.

А вместо Дома культуры решено было строить жильё – оно все же людям нужнее.

Реалии

 

Двухтысячные годы дали старому доброму Южному микрорайону новый толчок для развития. Появилось много современных магазинов, преобразились фасады жилых домов, нарядившись в симпатичные одежды. На углу улиц Советской и Коммунистической выросло красивое здание отделения «Белагропром-

банк». Рядом, через улицу, открылось еще одно финансовое учреждение – «Белгазпромбанк». По соседству с ним, кстати, в одном здании, скоро распахнет свои двери кафе частного предприятия «Дюмика». Будет свой «Бисквит» и у жителей Южного.

Долго пустующее здание спецавтобазы по улице 50 лет ВЛКСМ обрело своего хозяина. Теперь это – собственность мебельной фабрики «Лагуна», которая имеет не одно помещение под своё производство в Южном микрорайоне.

Да и сама улица 50 лет ВЛКСМ благодаря дорожным строителям в 2000-е превратилась в современную городскую магистраль. У неё есть реальная перспектива расшириться в районе авиазавода и станции переливания крови – имеется такой проект. Еще одна городская транспортная артерия Южного – улица Чернышевского – обрела современный вид, а после завершения устройства тротуаров будет в полной мере отвечать чаяниям пешеходов и автомобилистов.

Сегодня Южный микрорайон вышел далеко за те границы, которые были начертаны первоначальным проектом его развития. Барановичский район передал городу тысячи гектаров своих земель, в число которых попала и бывшая деревня Узноги. Теперь Узноги – еще один район Южного, который требует к себе такого же пристального внимания власти, коммунальников, дорожников, транспортников, как и все другие районы Барановичей. Узноги – громадный район. Начинаясь от авиазавода, он практически упирается в Утесское шоссе. А магазинов, благоустроенных асфальтированных улиц  здесь нет. Нет даже грунтовых в новой усадебной застройке.

Городу предстоит очень большая и длительная работа, чтобы этот зеленый район Южного находился в такой же гармонии с его современными кварталами.

Привлекательность старейшего многоэтажного микрорайона города усиливается. Это доказывают и многочисленные сделки недвижимости: специалисты агентства «Мона» утверждают, что квартиры в Южном пользуются такой же популярностью, как и в центре города. Критерием для желающих поселиться там являются тишина, спокойствие, чистота района. Даже наличие трех крупных заводов – авиаремонтного, автоагрегатного, «Торгмаша» – не нарушает экологическое равновесие Южного. Предприятия не имеют вредных производств и обеспечивают высокую степень защиты города от выбросов. Экологи называют микрорайон и самым зеленым в Барановичах.

Некая патриархальность Южного, неторопливость в нынешней рациональной жизни является его сильным преимуществом. А с другой стороны, разве здесь застыла жизнь?



  • Мы в социальных сетях: