С жителем города Тадеушем Бобко меня познакомило его письмо в газету. Спокойно, сдержанно и очень подробно читатель рассказал, в какую копеечку спустя время ему обошлось плановое техническое обслуживание газового оборудования, которое провели специалисты управления «Барановичимежрайгаз».
«С наступлением холодов начали немного топить, – излагал ситуацию автор. – Когда я посмотрел на счетчик, то увидел, что за 10 дней он насчитал почти 300 м3 газа и обратился в горгаз…»
Когда я встретилась с Тадеушем Яковлевичем у него дома, поняла, что этот человек по-другому поступить не мог. Домик супругов Бобко во втором Сельском переулке явно выделяется на общем фоне частной застройки – очень аккуратный. Впрочем, порядок и рука хозяина чувствуются во всем: добротном заборе, ухоженном дворике, подготовленных с осени грядках. А уж получив приглашение пройти в дом, я не смогла скрыть восхищения от поразительной чистоты там. «Какие вы молодцы!» – от моих искренних слов приветливая и улыбчивая хозяйка дома Галина Михайловна еще больше расцвела: «Стараемся».
А Тадеуш Яковлевич продолжал свой неторопливый рассказ. На обращение горожанина в газовую службу по поводу слишком высоких показаний счетчика («такого раньше не было») получил ответ, что неплановая поверка прибора обойдется в 350 тысяч рублей.
«Я решил, что чем платить за поверку и за ремонт, проще купить новый счетчик. И обратился в горгаз с просьбой его установить».
Тадеуш Бобко и в письме, и при личной встрече еще раз подчеркнул, что за работу продолжительностью «меньше пяти минут», именно столько устанавливали прибор учета, с него взяли 157 тысяч рублей.
На сей раз дотошный хозяин чуть ли не поминутно следил за показаниями нового счетчика. И вот беда: он все так же много «съедал» кубов газа. Если в минувшие холодные дни в сутки «наматывало» 12 – максимум 15 кубов газа, то установленный прибор учета «считал» не меньше 20 м3. Вызванные по заявке работники газовой службы определили, что счетчик показывает верные цифры – «считает правильно». А причиной большого расхода топлива назвали неэкономичный старый котел: «Желательно его заменить».
«Но никто не шевельнул и пальцем, чтобы определить и устранить истинную причину перерасхода газа, – с горечью говорит хозяин. – Я не согласен был переплачивать и стал сам искать причину перерасхода. При распалке котла обратил внимание на запальник: он горел не так, как раньше, пламя было большое и красное».
Тадеуш Бобко признается: он не был уверен, что причина перерасхода газа в фитиле, но на всякий случай решил заменить. Купил фитиль и попросил знакомого слесаря его установить.
– Тадеуш Яковлевич, но вы же нарушитель, – укоризненно киваю головой, на что мой собеседник реагирует спокойно, но твердо:
– А что мне оставалось делать?! У меня же были работники горгаза и ничем не помогли, не посмотрели все, не обследовали так, как должно быть. Только деньги за все требовали. Я заплачу, но, пожалуйста, сделайте на совесть, вы же специалисты.
Я понимаю этого человека – как настоящий хозяин, он делает все аккуратно, и того же требует от других.
А в результате самовольства, на которое указали Тадеушу Бобко специалисты «Барановичимежрайгаза», посторонний человек устранил истинную причину перерасхода газа. Именно фитиль оказался виновником бед. Все встало на свои места, говорит Тадеуш Бобко, после его замены. И подтверждает это показаниями счетчика.
Но специалисты газового хозяйства с доводами горожанина не согласились. Начальник группы учета газа и расчетов с населением управления «Барановичимежрайгаз» Людмила Атрощенко прокомментировала эту информацию так:
– Мы провели анализ расхода газа этим потребителем в аналогичные периоды прошлых лет, расхождений в сторону резкого увеличения расхода газа в нынешнем сезоне не выявили. Так что претензии заявителя в адрес нашей службы не нашли реального подтверждения и носят надуманный, не подтвержденный реальными фактами характер.
– Они не выявили, правда, это же я сам выявил, – настаивает на своем Тадеуш Бобко. И вспоминает прошлогоднюю историю, с которой и начались его злоключения. Специалист газовой службы проводил плановое обслуживание котла в его доме. Тогда слесарь заметил хозяину, что фитиль горит слабо, и хорошенько его прочистил. Да, видимо, перестарался.
– Слесарь горгаза хотел сделать как лучше, а получилось наоборот, – говорит мой собеседник. – Отверстия получились слишком большие, а когда осенью включили котел, вот и пошел больший объем газа. Поэтому я и вынужден был оплатить за два сравнительно теплых месяца зимы 950 кубов газа, которые насчитал счетчик. Это на 200 кубов больше, чем мы платили в минувшие, более холодные зимы.
– Моей вины, – продолжает автор письма, – в случившемся нет. Я не должен был снимать исправный счетчик, покупать новый, переплачивать за его установку и перерасход газа, устранять неисправности. А должен был пользоваться газом и своевременно оплачивать за потребленные кубы. Что я, как законопослушный потребитель, и делаю. А почему ко мне такое невнимательное отношение?
Специалисты «Барановичимежрайгаза», сообщил редакции газеты директор управления Владимир Столяр, все выполнили верно, грамотно и «строго по алгоритму». «Ссылки горожанина на непрофессиональное техническое обслуживание и его претензии не нашли реального подтверждения и носят надуманный характер».
Но отчего тогда остался у потребителя такой осадок?
Светлана ГИЛЬ