В Барановичах еще в декабре с легкой руки начальника управления по образованию горисполкома Татьяны Шестак стартовал новый проект по обмену опытом «Эстафета идей», в котором принимают участие учреждения образования нашего города.
Суть проекта в том, что каждая школа или гимназия презентует уникальный опыт по освоению и перспективам развития той или иной педагогической идеи, представляет имеющиеся ресурсы и образовательные проекты для воплощения ее в жизнь. «Эстафета идей» рассчитана на весь учебный год, и ее итогом станет сборник, в который войдут статьи о педагогическом опыте всех учреждений образования. Сборник будет представлен на традиционной августовской учительской конференции и станет еще одним звеном в интеграционных процессах между школами.
Мы уже писали о нескольких школах, в которых проект уже был реализован. Сейчас настал черед еще трех учреждений образования.
Свою идею управленческой деятельности «Школа РОСТА» представила средняя школа № 19. Приоритетные направления проекта – развитие, образовательная среда, сотрудничество, творчество, активность, причем во всем своем разнообразии.
В качестве образовательной базы для реализации идеи делегация директоров посетила различные локации. Так, на локации «Инженерный класс в школе» учащиеся и учителя рассказали об опыте работы классов инженерной направленности. Далее была представлена система работы подготовки учащихся к осознанному выбору педагогической профессии.
Познакомились и с проектом «Город в лицах», в рамках которого создается интерактивная карта города Барановичи с видеогидом. Учителя трудового обучения М.И. Домаш и А.Ф. Скрибук поделились своим опытом работы по подготовке учащихся к различным этапам республиканской олимпиады. Затем был представлен проект «Виток – за нами будущее», в рамках которого тимуровцы и пионеры объединились в единый отряд для помощи всем нуждающимся.
Управленческая команда школы продемонстрировала одну из практик по развитию мышления роста «Колесо баланса», помогающую влиять на профессиональное развитие педагогов и академическую успеваемость учащихся. Применив данную аналитическую методику, можно увидеть те направления, в которых учреждение работает эффективно, а также те, которые требуют пристального внимания и более тщательного анализа для выстраивания стратегии роста.
***
Педагогический коллектив средней школы № 18 представил свое учреждение как саморазвивающуюся систему, которая является движущей силой развития учреждения образования.
В роли руководства школы выступили учащиеся профильной группы педагогической направленности.
В приветственном слове были отражены 18 основных направлений деятельности учреждения. В процессе знакомства с инновационной работой школы было выделено три локации.
Начальная школа представила проект по развитию творческих способностей учащихся. Каждый гость смог стать активным участником проектов «Славянские традиции празднования Нового года» и «Здорово быть здоровым». Проектная деятельность позволит удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность самореализации.
Далее гости были задействованы в исследовательской деятельности. Приобрели практические навыки в подготовке экспонатов для научной работы.
Особый интерес вызвал образовательный центр наглядной профилактики, который включает в себя многогранный материал о вреде курения, алкоголя, наркомании. Интерактивные программы, которыми оснащен центр наглядной профилактики, позволят дружно работать с учащимися и сыграют главную роль в формировании здорового образа жизни.
***
Теме «Профессиональное самоопределение лицеиста» была посвящена «Эстафета идей», которую продолжил лицей № 1.
Гостей с творческой визиткой поприветствовали учащиеся лицея, которые в костюмах представителей разных профессий читали стихи. Перед собравшимися выступила директор лицея Вера Войцеховская:
– Кем быть, чтобы быть полезным обществу и государству? Какую профессию выбрать, чтобы стать востребованным в современных условиях и трудиться на благо страны? Эти вопросы профессионального выбора, самоопределения наиболее остро стоят перед учащимися.
Профориентационная работа здесь организуется в рамках принятой с начала нового, 2024 года Указом Президента Республики Беларусь обновленной Концепции государственной кадровой политики, определяющей ориентиры в решении актуальных и перспективных экономических, социальных, политических задач, а также по обеспечению кадровой безопасности.
Многопрофильность (5 профилей, среди них – инженерный и медицинский), связь с вузами, долицейские 8-9 классы, работающие в рамках проекта по внедрению модели «базовая школа – лицей», работа по реализации экспериментального учебного плана, основанного на блочно-модульной системе учебных предметов, позволяют развивать наших учащихся по направлениям, которые они выбрали для получения будущей профессии.
Творческое единство инициативных педагогов и талантливых учащихся открывают возможности для профессиональной самореализации, тропинку к вершинам профессионального мастерства. «Магистратура для учащихся» – так назвали учебное заведение на праздновании 30-летия лицея. И это справедливо. Из стен учебного заведения вышли выдающиеся администраторы, руководители, успешные бизнесмены, врачи, юристы, которыми по праву гордится наша страна.
Помимо традиционных форм профориентационной работы в учебном заведении находят новые, интересные формы: приглашение представителей разных профессий, экскурсии на предприятия города («промышленный туризм»), использование меловой доски в качестве наглядной агитации, участие в проектах «Один день в профессии», «Навигатор профессий». Многие проекты по профориентации отмечены дипломами на областных и республиканских конкурсах.
Знакомство с лицеем продолжила экскурсия по интерактивным площадкам согласно профилям обучения: физика, журналистика, химия, биология, медицина.
Участники семинара посетили лицейскую экспозицию, посвященную геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия может проводиться учащимися на пяти языках. Виртуальная экскурсия размещена на сайте лицея.
Завершилось посещение учебного заведения мастер-классом «Сердце отдаю детям». Гости приняли участие в изготовлении букета сердец, которые педагоги отдают детям изо дня в день, взращивая любовь, чуткость, воспитывая граждан своей страны.
По информации, предоставленной учреждениями образования, подготовила Елена РАКУТЬ
Фото предоставлены лицеем № 1, СШ № 18 и № 19