В Барановичах несколько месяцев назад по инициативе управления по образованию горисполкома стартовал новый проект по обмену опытом – «Эстафета идей». В нем принимают участие все учреждения образования нашего города. Все они по очереди презентуют свой уникальный опыт по развитию той или иной педагогической идеи, представляют уже имеющиеся свои образовательные проекты и так далее.
«Эстафета идей» рассчитана на весь учебный год, и ее итогом станет сборник, в который войдут статьи о педагогическом опыте всех учреждений образования. Его презентация состоится на традиционной августовской учительской конференции.
Мы писали о нескольких школах, в которых проект уже был реализован. Сегодня настал черед еще трех учреждений образования.
Гимназия № 3
Коллектив учителей, учащихся и родителей гимназии № 3 радушно встретил гостей, исполнив песню «Мы – единое целое!», которая раскрыла суть девиза учреждения.
– Исторически сложилось так, что в нашей гимназии учатся уникальные ребята, работают уникальные учителя и помогают им в работе уникальные родители, – заверил директор гимназии Вячеслав Дявго. – И очень символично, что в центре герба нашего учреждения изображен ребенок.
Директор пригласил гостей познакомиться с работой педагогического коллектива. Мероприятие было организовано в форме квеста, в результате прохождения которого участники увидели уникальную образовательную среду гимназии и собрали пазл с изображением герба. Весь квест состоял из пяти локаций, каждая из которых знакомила гостей с основными направлениями деятельности учреждения.
«Уникальность обучения»
На этой локации участников квеста познакомили с опытом работы педагогического коллектива гимназии по повышению мотивации к изучению учебных предметов посредством современных информационных технологий и реализации воспитательного потенциала урока. Участники смогли на несколько минут почувствовать себя учениками, поработав на мультиборде, поиграв с географическими картами, а также поучаствовав в профориентационном мероприятии «Флагманы Брестского региона».
«Уникальность современных технологий»
Участники квеста в STEM-кабинете познакомились с работами учащихся гимназии, увлеченных техническим творчеством. Члены гимназической команды по робототехнике и победители научно-
практической конференции под руководством учителя физики Сергея Самуйлика продемонстрировали свои технические и научные навыки.
Гости гимназии смогли поработать на оборудовании, созданном руками учащихся, и убедиться в уникальности современных технологий.
«Уникальность исторической памяти...»
Вниманию гостей были представлены выставочная экспозиция и творческие работы учащихся по теме «Геноцид белорусского народа во время Великой Отечественной войны». Гости познакомились с тремя
направлениями работы по данной экспозиции: информационной, интерактивной, творческой. В ходе интерактива участники квеста заполняли карту расположения концлагерей на территории Беларуси, работали с облаками слов по данной теме.
«Творческая уникальность»
Раскрытие творческой уникальности каждого участника образовательного процесса происходит в том числе через реализацию проекта по организации шестого школьного дня «STAR:T», который основан на масштабной конкурсной деятельности. Творческие коллективы представили гостям попурри из лучших вокальных номеров. Изюминкой локации стала импровизированная постановка современной версии сказки «Репка», где в роли артистов кукольного театра выступили участники квеста.
«Уникальность здоровьесбережения»
Особое внимание при организации образовательного процесса в гимназии уделяется здоровьесбережению учащихся. Уникальностью гимназии является возможность организации учебных и факультативных занятий по физической культуре и здоровью в бассейне. Гости гимназии смогли поприсутствовать на занятии по аквааэробике и получить заряд бодрости и положительных эмоций.
– Единство всех и уникальность каждого – это наш девиз! – подвел итог встречи директор гимназии Вячеслав Дявго.
СШ № 15
Администрация средней школы № 15 во главе с директором Николаем Арнольбиком радушно встречали гостей – представителей системы образования и руководителей школ города.
Встреча стартовала с презентации центра допризывной подготовки, который начнет свою работу с сентября нового учебного года. Кабинеты центра демонстрируют наличие хорошей материальной базы учебного заведения и продуктивность ее использования. Потенциал центра допризывной подготовки впечатлил гостей функциональностью и возможностями принять учащихся 10–11-х классов школ города.
Далее гости ознакомились с достижениями учащихся в учебной и внеклассной деятельности, а также спортивной жизни школы, на Доске почета. Николай Арнольбик особо подчеркнул, что создание педагогических условий и культурно-образовательного пространства для развития творческого потенциала каждого учащегося – задачи, успешно решаемые в СШ № 15.
Следующим этапом деловой встречи была выставка работ учащихся художественной направленности, посвященная жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
В актовом зале вниманию присутствующих был предложен концерт, созданный в сотрудничестве педагогов и учащихся. Помимо выступления учителей музыкальной направленности, в программе прозвучали номера, подготовленные учителями-предметниками во главе с директором, что особенно впечатлило гостей.
Продолжением работы было знакомство гостей с кабинетом для работы классов педагогической направленности. Учреждением образования активно внедряется передовой педагогический опыт, ведется эффективная методическая работа, осуществляется системная подготовка учащихся к выбору педагогической профессии. На протяжении 11 лет осуществляется сотрудничество кафедры педагогики и психологии БарГУ и СШ № 15.
Учащиеся педагогических классов предложили гостям поучаствовать в интерактивных играх, показали мини-уроки. Между гостями и ребятами произошел оживленный диалог по вопросам, касающимся профессиональной компетентности. Обсуждались ситуации, рассматриваемые одновременно с позиции ученика и с позиции педагога. Ребята грамотно оперировали педагогической терминологией, что подтверждает: профилизация позволяет отобрать мотивированных будущих студентов в педагогическую профессию.
Интерактивные столы – вот что было приготовлено для гостей учителями и учащимися художественной направленности. Каждый участник семинара выбрал наиболее подходящий для себя вариант. Учителя художественной направленности предложили гостям изготовление пасхальных сувениров из глины по эскизу, используя конструктивные детали, открытки на тему «Пейзаж. Весна», нарисованные акварелью, создание росписи гуашью на пасхальной писанке по древнебелорусским образцам; изготовление батика «Василёк», который является традиционным символом нашей страны.
Несколько лет в школе действует учебная бизнес-кампания «Вдохновение», куда входят творчески мыслящие учащиеся 9–11-х классов. На память о сегодняшней встрече гостям вручили символические подарки в честь приближающегося Дня Победы: броши в виде цветка яблони из фоамирана.
Далее гостей ознакомили с особенностями работы с учащимися с нарушениями слуха и зрения. Гостям предложили очки-тренажеры, чтобы на практике ощутить себя в роли таких учащихся, игры с текстами по Брайлю, приемы обучения дактильному алфавиту или жестовому языку.
В течение двух лет учащиеся начальной школы на базе санатория-профилактория «Магистральный» проходят оздоровление: посещают соляную пещеру (галотерапия), зимний сад, пьют кислородные коктейли. Вот и гостям предложили кислородные коктейли.
Участники встречи были единодушны в подведении итогов: хорошая организация, доброжелательная, комфортная обстановка, высокий профессиональный уровень педагогических кадров, креативный подход: предложение побывать в роли ученика. Особо было подчеркнуто понимание в СШ № 15 профилизации образовательного процесса в школе как социальной технологии, представленной в единстве теории и практики.
СШ № 13:
Весело и приветливо встретили высоких гостей директор средней школы № 13 Денис Банкевич и учащиеся школы. В словах детей чувствовалась любовь и уважение к своим учителям и искреннее желание стать настоящими патриотами своей Родины.
Хотелось бы отметить, что на каждой локации прослеживалась своя педагогическая идея. Очевидно было, что педагоги знают свою цель и смело шагают к ней, умело сочетая традиционные формы обучения с инновациями.
В каждой локации подчеркивалась возможность реализации этой идеи, что в завершении мероприятия естественным образом вылилось в главный слоган школы – «Тринадцатая школа – школа возможностей», который составили гости.
Педагоги с удовольствием делились своими идеями, передавая эстафету идей от одной локации к другой. Образцовый ансамбль народного танца «Мацейка» представил свои лучшие номера зрителям. Команда миротворцев подчеркнула, что тринадцатая школа, являясь одной из старейших в городе, в сентябре этого года будет отмечать 80-летний юбилей.
Ребята рассказали, что участники постоянно действующих объединений по интересам и члены молодежных объединений принесли школе только в этом учебном году 118 грамот и дипломов, несмотря на небольшое количество детей.
В недавно открытом «Зале памяти» гостей встретила проникновенная мелодия в исполнении ансамбля скрипачей, подчеркивая эмоциональность и трагизм экспозиции «Геноцид белорусского народа». Вторая экспозиция – «Герои Беларуси» – символизирует торжество жизни героев во имя народа.
Учащиеся единственного в городе межшкольного факультатива педагогической направленности продемонстрировали свои умения взаимодействия между различными субъектами образовательной среды школы в ходе деловой игры с участниками эстафеты, а также поделились своими мыслями о важности и значимости в дальнейшем получения педагогической профессии.
Школьные мастерские – особая территория, где ребята под руководством педагогов создают творческие шедевры и воплощают свои идеи в реальность.
В итоге учащиеся этой школы имеют хорошие базовые знания для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. Слаженность команды педагогов школы и ее руководства продемонстрировала умелое сочетание стандартного образования с инклюзивными методами.
Информация и фото предоставлены учреждениями образования