Наверх

Диалог с историей

09.04.2014 302 Наш край

Первый раз автору этих строк довелось побывать в Брестской крепости в далекие 60-е годы, когда ещё у Холмских ворот на берегу Буга мы, десятилетние школьники, приехавшие сюда из далекого села, находили гильзы времен Великой Отечественной войны.

Через пару десятков лет, когда я уже работал на Брестском областном телевидении, мы с помощью передвижной телевизионной станции, установленной у плит мемориала, рассказывали о праздновании Дня Победы или о горьком первом дне войны.

Не единожды приходилось водить по крепости коллег из различных уголков страны и мира.

Казалось бы, тема Брестской крепости для меня исчерпана: что можно еще сказать тут нового?

Но участие в «круглом столе» на тему «Патриотическая тематика в средствах массовой информации в год 70-летия освобождения Беларуси», организованном для журналистов на базе мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», опрокинуло мою самоуверенность.

Право на память

В прошлом году в крепости побывали представители 20 стран мира, почти 300 тысяч человек – на треть больше, чем пять лет назад, подчеркнул сопровождавший нас директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Григорий Бысюк.

Здесь, у главного монумента «Мужество» – скульптурного изображения воина, который, кажется, заслонил собой от врага всю страну, возникают самые горькие чувства. Потому что бои здесь были тяжелые, потери – большие, боеприпасов было в обрез… И тем более печально, что именно этот монумент в феврале нынешнего года был включен американским телеканалом Си-Эн-Эн в список самых уродливых памятников мира. Выброс этой информации произошел в год 70-летия освобождения нашей страны от фашистских захватчиков. Есть ли гарантия того, что не будет придуман ещё один, а может и не один такого типа «рейтинг», в котором не будут фигурировать в резко отрицательном, разумеется, контексте мемориал «Хатынь» или любое другое святое для Беларуси место?

– Мы не могли молчать, так как негоже издеваться над вещами, ставшими символами нации, – прокомментировал эту ситуацию Григорий Бысюк. – Брестская крепость – такой символ. В нём сконцентрирована боль, горечь и гордость миллионов людей. Мы получили сотни предложений из разных уголков бывшего Советского Союза: если вы будете обращаться в международные судебные инстанции, мы готовы стать бесплатными переводчиками. Адвокаты предлагали свои услуги. И тоже бесплатно. Российские СМИ готовы были организовать сбор средств для участия в судебном процессе… Резонанс был очень большой. Почему мы решили не подавать в суд? Мы приняли к сведению, что американская компания Си-Эн-Эн извинилась, они поняли свою ошибку…

«Горжусь подвигом моего народа! Крепость не пала: она просто истекла кровью!» – сотни подобных комментариев поступило на сайт мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» после того, как американский телеканал не только поглумился над всеми погибшими в Великой Отечественной войне и над их потомками, но и пренебрёг правом человека на память, использовав в своих целях право на свободу информации.

Брест–2019

Именно крепость является доминантой будущего плана подготовки города Бреста к тысячелетию.

Несколько лет назад российский бизнесмен с брестскими корнями Владимир Микулик купил на аукционе недостроенное гостиничное здание в историческом квартале Бреста и возвел отель «Эрмитаж», который сегодня является своеобразным резидент-отелем команды, нанятой Микуликом для разработки проекта «Брест–2019». На первоначальном этапе он выделил миллион долларов США. Специалисты Российской ассоциации менеджеров культуры, нанятой в качестве оператора проекта, пришли к выводу, что необходимо также обустройство прилегающего к крепости исторического квартала. Иными словами, нужна организация живой среды между мемориалом и городом.

Специалисты сходятся во мнении, что Брестская крепость является ресурсом для социально-культурного и экономического развития не только Брестчины, но и Беларуси в целом. При условии создания соответствующей инфраструктуры крепость в состоянии привлекать до двух миллионов туристов в год. К слову, такой поток отмечался в советские времена. Вернуть крепости былую туристическую славу – такова, по сути, сверхзадача проекта «Брест–2019».

Требуются экспонаты

Сегодня на территории Брестской крепости создается ещё один объект для туристов под названием «Музей войны – территория Мира». Его основой стала казарма, построенная в ХІХ веке, в которой накануне войны стояли части 6-й стрелковой дивизии.

– Экспозиционные площади – это 8 залов, примерно таких, как в нынешнем музее, – сообщила участникам «круглого стола» заместитель директора по науке мемориального комплекса Лариса Бибик. – Музей будет рассказывать о войне, но это территория мира. Да и вся территория Брестской крепости сегодня – это территория мира.

– Перед нами стоит очень сложная задача, – продолжилат Лариса Григорьевна. – Сложность её в том, что мы ни в коем случае не должны повторять сегодняшний музей – это не интересно, когда будет два одинаковых музея. Мы ставим задачу через художественные образы, через какие-то активные формы передать трагедию войны: во что она превращает разных людей – больших и маленьких, которые были и которые не были на поле боя, которые оказались в плену, были солдатами нашей Родины и солдатами, которые наступали на нас… 

Работники мемориального комплекса собирают для нового музея экспонаты. В конце марта на сайте комплекса появилось, например, такое объявление: «Уважаемые посетители сайта! В настоящее время ведётся работа над созданием новой экспозиции в казематах оборонительной казармы Цитадели Брестской крепости. Для показа предвоенной жизни гарнизона необходим советский мотоцикл довоенного выпуска. Обращаемся к пользователям с просьбой оказать помощь в поиске такого мотоцикла. Это может быть «Л-300», «Л-500», «Иж-7», «Иж-8», «Иж-9», «Иж-12», «ТИЗ-АМ-600», «М-72». Рассмотрим любые предложения».

И к журналистам Лариса Бибик обратилась с такой же просьбой: «Вдруг вы, перемещаясь по нашей области, республике, узнаете или услышите, что где-то есть мотоцикл довоенный или женские туфли, приближенные к военному периоду. Мы будем благодарны, если в новой экспозиции появятся так необходимые на сегодняшний день экспонаты».

Поисковая работа

– Мы не только проводим экскурсии, но и занимаемся поисковой работой. Последние захоронения, которые вы видели на плитах мемориала, заметны, выделяются цветом, – рассказывал директор мемориального комплекса Григорий Бысюк. – В прошлом и позапрошлом году были установлены эти фамилии. До сих пор ведем поиски, считая, что война для нас ещё не закончилась, потому что ещё не захоронен последний солдат, нашедший здесь свою могилу. 

К нам очень многие приходят, передают свои награды, особенно люди одинокие, у которых нет жен, детей, внуков, чтобы эти награды не оказались где-то не совсем в должном месте. Один ветеран, участник освобождения Беларуси, причем живет в Якутии, каждый год приезжает к нам, чтобы посмотреть на свои награды, которые хранятся либо в фондах, либо экспонируются на выставках. Он отдал нам награды много лет назад. «Теперь я, – говорит, – могу быть спокоен, потому что мои награды не пропадут». Зовут ветерана Вересовой Алексей Данилович, он приезжает в Беларусь летом, останавливается, кстати, в Барановичах – у него жена была из этих мест…



  • Мы в социальных сетях: