Наверх

Чем вошли в историю барановичского региона годы Обезьяны – 1992 год

12.02.2016 563 Наш край

Согласно древнему китайскому календарю, 2016-­й – год Обезьяны.

Какими историческими событиями запомнились жителям барановичского региона годы, которым покровительствовало это животное, выяснял «Нк», листая подшивки местной газеты прошлых лет.

(Начало – 1956, 1968, 1980 годы)

Купоны, «зайчики»и приватизация

Этот год для многих остался в памяти как год больших потрясений и начинаний. В предыдущем, 1991 году не стало Советского Союза. Наша страна получила статус суверенной Республики Беларусь.

С января 1992-го, чтобы защитить собственный рынок, правительство ввело в оборот купоны, которые вызвали массу вопросов, особенно у пожилого населения.

«Когда выдадут купоны на разницу между декабрьской и январ­ской пенсиями? У меня лично пенсия 262 рубля. И вот мне выдали 300-рублевую купонную карточку, вырезав из нее купоны на 18 рублей. Как дальше жить?» – неоднократно обращались за разъяснениями читатели в газету «Наш край». Купоны нередко становились предметом купли-продажи, хотя это было незаконно.

rubliУже в июле появились белорусские расчетные билеты, быстро получившие в народе название «зайчики». Это первые отечественные банкноты, вошедшие в оборот после распада Союза. В этом году произошло еще одно знаковое событие: был принят закон о приватизации жилья, благодаря чему любой желающий житель нашей страны получал право выкупить свое жилье в частную собственность.

Дефицит

Изобилия на полках в магазинах тогда не было, но по сравнению с 1991 годом прогресс наблюдался, иногда причины этого были не самыми лучшими.

«В последние дни на прилавках наших магазинов появилось мясо. Областная и республиканская печать объяснила сей факт тем, что на комбинате «Восточный» идет убой поголовья свиней. Нечем кормить скот», – сообщала газета.

В рейтинге остродефицитных товаров оказался сахар. Хозяйки на страницах газеты делились рецептами и секретами, как без этого привычного всем сладкого продукта варить варенье.

Немало времени населению приходилось проводить в магазинных очередях. Продавцам вместе с деньгами подавали распечатанные на листах бумаги купоны, которые вырезались ножницами на сумму покупки. В то же время на некоторые товары импортного производства купоны совершенно не требовались.

Куртки, пальто кожаные производства Турции и Югославии приобрести можно было за 6–12 тысяч рублей, а спортивные кроссовки стоили 1 140 рублей. К сравнению: заработная плата строителей тогда составляла около 1 000 –1 500 рублей.

Под крылом кризиса

Выживать в том году приходилось всем и везде.

«Если еще год-два назад мы тешили себя тем, что кризис обходит нас стороной, то уже сейчас реально почув­ствовали его губительное влияние на всю сельскохозяйственную деятельность», –строки из одного материала, посвященного работе колхозов района.

Многим организациям и предприятиям приходилось работать по бартерным схемам. К примеру, 100 тонн свежих тепличных огурцов из колхоза «Красное знамя» было отправлено в Польшу. Взамен колхоз получил 20 тонн лимонов и 35 тонн репчатого лука, которые покупатели могли приобрести в торговой сети города.

Некоторые горожане также придумывали свой бартер, меняя «мясо… на колеса».

«Трех бычков весом 200–250 килограммов меняет горожанин Н. на легковой автомобиль любой марки. Желающим обращаться по адресу…», – такие новостные материалы встречались в газете в те годы.

Рынок труда и безработица

Эти понятия втор­глись в жизнь людей в 92-м непрошеными гостями. Новые производственные отношения, вытесняя пла­новую экономику, вносили серьезные коррективы в обеспеченность людей работой. «Если раньше мы считали, что у нас нет безработных (хотя они на самом деле были, их относили к числу тунеядцев), то нынче эта категория людей становится реальностью», – таковы газетные строки. В результате в Республике Беларусь в срочном порядке приняли закон о занятости населения, предусматри­вающий создание условий рационального использова­ния трудовых ресурсов, государственную помощь в трудоустройстве, профес­сиональную переподго­товку кадров и социальную защищенность временно неработающих.

На 1 января 1992 года в Барановичах в качестве безработных было зарегистрировано 32 человека, из них 30 – женщины; 18 – люди с высшим образованием.

Наши люди в булочную на такси не ездят

На грани остановки в 92-м оказался таксопарк города. С подорожанием бензина почти в 9 раз установленный тариф в два рубля за километр не окупал затраты. Было решено приостановить работу этой организации. Такси становилось большой роскошью. Едва ли не ежемесячно вводились новые тарифы на проезд по городским и пригородным маршрутам.

Только в январе плата за одну поездку в городских автобусах составляла 40 копеек. Стоимость проездного билета – 21 рубль. Постоянно ходили слухи о том, что автобусы будут курсировать только два раза в день: утром и вечером.

Огонь бушевал

Думаю, многие жители деревни Ятвезь помнят взрыв газопровода, который произошел 4 мая 92-го.

«От случайной искры, вызванной, по-видимому, рвущимся металлом, загорелся газ. Высоко в небо взметнулся столб пламени – газ подается по трубам диаметром 120 сантимет­ров под давлением в 55 атмосфер. Огонь бушевал 4 часа. Зарево было видно за десятки километров. Рас­каленный воздух угрожал воспламенить жилые дома, расположенные в трехстах метрах от места взрыва. Десятки пожарных машин, прибывших к месту аварии, спасали строения. Человеческих жертв нет», – так описывали ЧП в газете.

В тот же день утром на место аварии прибыл председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич. В Барановичах Шушкевич побывал позже, он отвечал на многочисленные вопросы, касающиеся нелегкой ситуации в стране.

Вообще пожароопасная обстановка в нашей республике в 1992 году была критической. К примеру, летом того года Беларусь потеряла столько лесов, сколько обычно в стране сгорает за шесть лет. В худшие дни в лесах и на торфяниках возникало до 200 новых очагов возгорания, огонь напрямую угрожал населенным пунктам, не удалось избежать и человеческих жертв.gazeta 90

«Кулак» жил надеждой

В районе стали появляться первые фермеры, однако отношение к ним было разное: злорадное – «колхозы давно отсеялись, а эти пахать только начали»; сочувствующее – «пробе­гали они прошлый год и этот пробегают – в поисках семян, техники; не успеют развернуться, как налоги платить пора»; подбадривающее – «может, наконец, у земли настоящие хозяева появятся».

Однако желающих стать фермера­ми не останавливали ни проблемы, ни трудности. К примеру, в районе в марте появился десятый по счету фермер.

Рэкет, суициды, целители и колдуны

На этот год пришелся расцвет преступности. О рэкетирах, воровстве, убийствах писали едва ли не в каждом номере газеты. Неоднократно происходили вспышки самоубийств. Жизнь для многих была не в цене.

В наш город хлынула и настоящая волна приезжих хиромантов, целителей, магов и волшебников, которые за энную сумму готовы были решить любые людские проблемы.

Непростой была и эпидемиологическая обстановка в городе. Медики постоянно рекомендовали кипятить воду перед употреблением.

«При сложившемся остром дефиците питьевой воды каждая ее капля на вес золота. Однако этого не понимают военные авиаторы, устроившие «озеро бесхозяйственности» у пожарного гидранта», – сообщала газета.

Богатые тоже плакали

Народ тем временем повсеместно смотрел сериал «Богатые тоже плачут». Над женской долей героини Вероники Кастро рыдали едва ли не все женщины постсоветского пространства. Многие даже делали прически «под Марианну».

«Толпы поклонниц сентиментального таланта Вероники Кастро не расходились до тех пор, пока не был куплен последний экземпляр календаря с портретом «всесоюзной страдалицы». Брали пачками, стопками, охапками, не жалея 23 рублей за штуку. Но это что! Тем, кто не купил портрет Вероники по «госцене», улыбнулось счастье приобрести на вечную память календарь с ее изображением в воскресенье на рынке, но уже по цене 43 рубля», – такая заметка была в газете.

Кроме того, 1992 год запомнился спиртом «Ройял» и еще одним сериалом «Санта-Барбара». А барановичские кинозалы в тот год приглашали зрителей на премьеру фильма «Виват, гардемарины!»

Культура и наследие

Как бы сложно ни было в тот год с точки зрения экономики, культурным событиям уделялось немало внимания. Широко отмечалось в нашем регионе 180-летие Павлюка Багрима. В этом году также велась работа по сбору информации для книги «Память». В Барановичах открылся музей «Космос и авиация», который расположился внутри самолета АН-10А, стоявшего в старом парке.

В этом году появляется и первое упоминание об известной многим корчме в Дубровно.

«В последнее время нас потянуло к старине. Вот и райпотребсоюз запросил участок под строительство корчмы. Постоялый двор будет сооружен в деревне Дубровно на Брест-Московской автомагистрали», – писал «Наш край».

Чем еще запомнился советским людям 1992-­­й?

  • С 1 июля единовременное пособие при рождении ребенка выдавалось в раз­мере трех минималок.
  • Белорусский гимнаст Виталий Щербо в олимпийской Барселоне завоевал шесть золотых медалей. Это был рекорд, достойный Книги Гиннесса. Всего на той Олимпиаде белорусы взяли 13 наград высшей пробы.
  • 18 июля свою историю начал «Славянский базар» в Витебске.

(Продолжение следует.)

Инна ГОНЧАР.



  • Мы в социальных сетях: