Наверх

Бумаготворчеством картину не исправишь

25.02.2013 246 Наш край

 

По результатам прошлого года в городе на 12,8 процента снизилось количество зарегистрированных преступлений. Если в 2011 году их было 1 785, то в 2012 – 1 566. Казалось бы, можно порадоваться успехам правоохранительных органов на поприще борьбы с преступностью. Однако прокуратура города считает, что для этого время еще не пришло.

– Несмотря даже на такое существенное снижение количества преступлений, наш город в этом плане не является «передовиком» на уровне области и республики в целом, – отмечает прокурор города Алексей Бильдейко. – Так, в среднем по республике отмечается снижение количества преступлений более чем на 22 процента. Понятно, что наши достижения пока скромнее. Вместе с тем, отрадно то, что тенденция снижения преступности сохраняется и в январе–феврале текущего года.

По мнению сотрудников прокуратуры, главная проблема, которую еще предстоит решать, – совершенствование профилактической работы с лицами, склонными к нарушению закона – ранее судимыми, злоупотребляющими алкоголем.

– Анализ материалов уголовных дел об убийствах и причинении тяжких телесных повреждений показывает, что основными условиями, способствующими совершению подобных преступлений, являются отсутствие надлежащей профилактической работы со стороны сотрудников отдела внутренних дел с лицами, злоупотребляющими алкогольными напитками по месту жительства, – подчеркивает Алексей Бильдейко.

За примерами далеко ходить не надо. Житель города М. проводил время за бутылкой спиртного со своим знакомым С. В какой-то момент между мужчинами вспыхнула ссора, М. схватил в руки нож и три раза ударил им в грудь своего собутыльника, причинив тяжкие телесные повреждения. Прокуратурой было установлено, что в отношении М. уже давно в ГОВД «пылился» почти полностью подготовленный материал о направлении его в лечебно-трудовой профилакторий. Допущенная волокита с изоляцией склонного к «поножовщине» гражданина не позволила предотвратить тяжкое преступление.

А вот еще один пример. Житель города Р., девять лет состоящий на учете в наркологическом диспансере, много раз привлекавшийся к административной ответственности, на протяжении двух лет жил у своей сожительницы. Вместе частенько выпивали и время от времени он «поколачивал» свою даму сердца. Однако сотрудники милиции все два года этого «не замечали», никак не реагируя на поведение асоциальной пары.

– Отсутствие надлежащего реагирования со стороны сотрудников органов внутренних дел, других субъектов профилактики города способствовало укреплению в сознании гражданина чувства вседозволенности, что и привело к преступлению – нанесению тяжких телесных повреждений сожительнице с использованием раскаленного утюга, – рассказывает Алексей Бильдейко. 

К сожалению, в этом году в городе уже совершено убийство. И опять-таки: с обвиняемым, ранее судимым за ряд тяжких преступлений, не доработали сотрудники правоохранительных органов.

К слову, серьезной профилактической мерой в снижении уровня подобных «бытовых» преступлений служит возбуждение уголовных дел по статьям так называемой превентивной (предупреждающей) направленности: умышленное причинение легкого телесного повреждения, угроза убийством. Однако в прошлом году к этим мерам прибегали нечасто: уголовных дел данной категории было возбуждено лишь 11, в то время как годом ранее – 25.

– Прокуратурой принимаются меры по искоренению практики формального отношения к предупреждению правонарушений, – объясняет позицию прокуратуры Алексей Бильдейко. – Совершенно недопустимо, когда «профилактируемые» лица состоят на учете более полугода, а какой-либо профилактической работы с ними сотрудники милиции не проводят вовсе.

Серьезным подспорьем милиции в профилактике может служить общественность – добровольные дружины, советы общественных пунктов охраны порядка. Однако на деле и здесь не все гладко, а конкретная работа зачастую подменяется «бумажными» делами. Да и подбор представителей общественности для помощи правоохранительным органам «хромает».

– Проверки, проведенные прокуратурой, показали, что в некоторых организациях и на предприятиях города в ряды дружинников принимали тех, кто сам неоднократно допускал нарушения законодательства, – говорит прокурор города. – Например, один из членов дружины за последние четыре года к административной ответственности привлекался 21 раз, в том числе за мелкое хулиганство – четыре раза. Совершенно очевидно, что правонарушитель не имеет права, да и не может следить за соблюдением закона другими гражданами.

Несколько лет назад при общественных пунктах охраны правопорядка были созданы советы. По задумке, члены советов, хорошо знающие жителей своего района, должны были помогать участковым милиционерам в разрешении бытовых конфликтов, воздействовать на выпивох, хулиганов и тунеядцев. На деле функции отдельных советов общественности свелись к составлению формальных протоколов заседаний. Так, в одном из пунктов охраны правопорядка все решения совета почти весь год являлись практически полными копиями друг друга, в которых изменены только номер и дата заседания, а также имена и фамилии тех, чье поведение рассматривалось на этих самых заседаниях. Таким образом, все подписанные руководителями совета документы являются бюрократическими отписками.

Разумеется, такая «работа» – это скорее исключение, чем правило, однако общую картину деятельности правоохранительных органов она портит весьма значительно.

– В искоренении формализма и исключительно «бумажной» деятельности, в активной и постоянной профилактической работе с потенциально опасными для общества лицами видится залог успеха в предупреждении преступлений в 2013 году, – убежден Алексей Бильдейко. – Правоохранительные органы города обладают большим потенциалом, который пока ещё не удается реализовать полностью. 25 января этого года на заседании горисполкома рассмотрена информационная записка прокуратуры города о состоянии правопорядка. Там же поставлены серьезные задачи и конкретно обозначены пути их решения.



  • Мы в социальных сетях: