Наверх

Барановичской дистанции пути – 75 лет

05.12.2014 509 Наш край

Самым бурным периодом развития железнодорожного строительства в Северо-Западном крае Российской империи были 1870–1880 годы. Именно тогда была сооружена главная магистраль нынешней Беларуси: Смоленск–Минск–Барановичи–Брест. Она соединила кратчайшим путем Европу с центром российского государства и явилась основой для развития всей транспортной сети республики, появления на ее карте новой инфраструктуры, в том числе и города Барановичи.

Дороги, которые радуют

В минувший вторник коллектив Барановичской дистанции пути отметил 75-летие своего предприятия. Дистанция была создана приказом Наркома Путей сообщения СССР 2 декабря 1939 года.

Труд многих поколений ее тружеников многогранен и ответственен – они обеспечивают бесперебойное и безопасное движение поездов в шести направлениях: на Минск, Брест, Слуцк, Лунинец, Волковыск, Лиду.

Ежедневно на 14 железнодорожных станций и почти сотню остановочных пунктов прибывают и отбывают многие десятки пассажирских поездов и грузовых составов. Мощные тепловозы и электровозы весьма комфортно чувствуют себя на железнодорожных путях, обслуживаемых работниками Барановичской дистанции. Общая развернутая длина главных путей, обслуживаемых ею, сегодня составляет 421,8 км, длина станционных путей – 183,1 км. Кроме того, она насчитывает 777 стрелочных переводов, 88 переездов, 217 искусственных сооружений, в том числе 89 мостов и 123 водоотводные трубы.

Истоки

Довоенный и послевоенный периоды жизни белорусских железнодорожников отличались слабостью материальной базы, дефицитом  подвижного состава и опытных кадров. Все сложные работы по восстановлению полотна, больших и малых мостов на Барановичской дистанции пути проводились в основном воинскими частями. Допускалась скорость движения поез-

дов не более 40–60 км/час. И только в 1948 году путейцы сами занялись капитальным ремонтом своего хозяйства: меняли рельсы, шпалы и стрелочные переводы, усиливали кривые участки пути, ремонтировали переезды и водоотводные сооружения.

Работники дистанции терпеливо переносили тяжелый труд и свой убогий быт. Механизмов почти не было – домкрат, лом, кирка и лопата – вот и все вооружение путевых бригад. Путевые рабочие, обходчики и дежурные по переезду проживали в казармах без элементарных удобств. Надворные постройки были обветшалыми, как и путевые здания, построенные 70–80 лет назад. Дети путейцев ходили в школу за 5–7 км. Каждая  семья имела участок земли и сенокоса в полосе отвода, содержала живность и тем кое-как обеспечивала себя продовольствием.

Чуть позже работники дистанции стали работать более устойчиво, полностью укомплектовались кадрами, из года в год выполняли планы ремонта пути и искусственных сооружений.

С 1948 по 1961 год Барановичской дистанцией пути руководил Г.Н. Гумницкий. Три последующих года – М.П. Смирнов. Оба они, как руководители, внесли свою лепту в славную  летопись дистанции.

Когда зажигаются звезды

Наиболее яркую страницу в историю дистанции внес Михаил Васильевич Григорук, возглавлявший этот трудовой коллектив с 1965 года в течение последующих 25 лет. Он родился в 1925 году в деревне Мыщицы Жабинковского района в бедной крестьянской семье. В годы войны вел в Бресте подпольную работу, затем сражался с врагом в партизанской бригаде им. Сталина.

В 1944 году Михаил Григорук продолжил прерванную учебу в Брестском техникуме железнодорожного транспорта и после получения диплома в 1946 году работал бригадиром, мостовым мастером, инженером, заместителем начальника, начальником дистанции пути.

Первое впечатление Михаила Васильевича после знакомства с коллективом и хозяйством Барановичской дистанции было удручающим. Путевые объекты на узле Барановичи-Центральные находились в запущенном состоянии, производственной базы практически не было. Его поразило, что за 20 лет после окончания войны ничего не было сделано и в социальной сфере.

В течение месяца Григорук знакомился с работой цехов, околотков и путевых бригад. В итоге был составлен план неотложных и первоочередных работ. Начальник дистанции добился выделения необходимых средств.

А дальше были годы неутомимого подъема. Опыт Барановичской  дистанции по содержанию бесстыкового пути, строительству жилья и производственно-бытовых помещений хозяйственным способом распространился по всей сети железных дорог Союза. За ним в Барановичи ежегодно приезжали многие делегации путейцев из социалистических стран.

За четверть века работы в Барановичах М.В. Григорук заложил прочную и надежную базу предприятия. Его боевые и трудовые заслуги высоко оценила Родина, наградив орденами Отечественной войны 2-й степени, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, 20 медалями и двумя знаками «Почетный железнодорожник».

Эстафета в надежных руках

В 2010 году дистанцию пути возглавил А.Н. Бородовский, прежде занимавший должность заместителя начальника ОПМС-115. И хотя Андрей Николаевич достаточно молод (в этом году ему исполнилось 38 лет), за минувшие четыре года он, как потомственный железнодорожник, сумел сохранить и приумножить лучшие традиции своих предшественников.

Бородовский  создал оптимальную структуру предприятия – объединил все службы в пять производственных участков. Сегодня 300 из 618 работников дистанции имеют среднее специальное и профессионально-техническое образование, 82 – высшее. Благодаря их высокой квалификации и слаженной работе на текущем содержании пути используются технологии с применением комплекса лицензированных машин. Путевые мастера полностью перешли на глубокую очистку щебня, выправку-подбивку пути с отделкой и стабилизацией. На магистрали Брест–Минск используются современные конструкции железнодорожного полотна – преобладающим стал бесстыковой путь с рельсами Р-65 на железобетонных шпалах и стрелочные переводы на железобетонных брусьях.

За 10 месяцев текущего года отремонтировано восстановительным ремонтам с полным обновлением рельсов, скреплений, шпал и балласта 8,6 км. Средний ремонт выполнен на 8,4 км. Уложено 9 км плетей бесстыкового пути, 42 комплекта стрелочных переводов.

Весь этот комплекс сложных работ позволяет обеспечить полную безопасность движения на всех участках нашей дистанции пути. На предприятии неуклонно растет производительность труда. Прибыль за истекший период составила более 22,5 млрд. рублей.

Гордость и славу предприятия составляет большая когорта ветеранов. Из них 18 человек награждены правительственными наградами, 34 – знаком «Отличник Белорусской железной дороги», 18 – знаком «Почетный железнодорожник». В списке награжденных ушедшие на заслуженный отдых монтер пути С.В. Журавский, мостовой мастер И.С. Рутковский, главный механик С.П. Супрунюк, заместитель начальника дистанции В.Ф. Горошко и другие.

Среди ныне работающих путейцев заслуженным авторитетом в коллективе пользуются дорожные мастера В.Н. Ивашко (отдал предприятию 45 лет безупречного труда, Д.В. Иванов (занесен на Доску почета барановичских железнодорожников), А.С. Евтухович, мостовой мастер И.В. Пашкевич, бригадиры пути Д.И. Кременевский, В.М. Филимонов, монтеры пути Г.С. Клюкач, М.А. Климкович.

– От всей души поздравляю всех бывших и настоящих работников нашего предприятия с юбилейной датой, желаю им и их семьям крепкого здоровья, достатка и благополучия, – говорит начальник дистанции пути Андрей Бородовский. – Испытываю чувство гордости, что работаю в коллективе, члены которого с честью несут звание железнодорожников.



  • Мы в социальных сетях: