В ходе рабочей поездки председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов посетил ряд промышленных предприятий нашего города.
Новая стратегия
Рабочий визит главы контрольного ведомства республики начался с посещения станкостроительного завода. По признанию директора предприятия Василия Жавнерчика, завод, как и в целом машиностроение
республики, переживает не самые лучшие времена. Из-за ситуации на российском и украинском рынках потеряно 12% объемов производства. 2014 год принес коллективу убытки от финансовой деятельности.
Однако Леонид Анфимов, познакомившись с работой станкостроителей, их новой стратегией, которая переориентирует производство на западный рынок, не отказываясь от активного сотрудничества с прежними партнерами, искренне говорил журналистам: «Это высокотехнологичное, многопрофильное предприятие. Конечно, хотелось бы, чтобы оно уже сегодня работало более эффективно, чтобы люди зарабатывали больше. Но заработная плата тоже не отражает эффективность работы предприятия. Ведь можно начислить и 7, и 8, и 9, и 10 миллионов рублей. На результаты труда влияет полученная выручка за реализованную продукцию. Я вижу здесь перспективу, большое будущее».
Уверенность в положительных прогнозах на будущий год дают следующие факты. На заводе идет большая работа по снижению себестоимости продукции. Сейчас специалисты разрабатывают новые модели высокоэффективных компрессоров. По словам Василия Жавнерчика, уже есть договоренность поставлять их в страны Западной Европы. Кстати, присутствовавший на встрече генеральный директор ЗАО «Атлант» Виктор Шумило заметил, что по соотношению цена – качество бытовая техника торговой марки «Атлант» лучше «Индезита» и «Беко», проигрывает только «Самсунгу» и «Бошу». А в целом на
постсоветском пространстве из аналогичных предприятий по выпуску бытовой техники выжил только «Атлант», два завода в России закрылись.
Загрузка по этому производству очень высокая, люди работают даже по субботам, портфель заказов расписан на несколько месяцев вперед.
Полностью загружено и литейное производство. В следующем году, уверил руководитель станкостроительного завода, коллектив планирует выйти на положительный результат работы.
«Ты – мужественный человек!»
Так сказал Амиду Набизада Леонид Анфимов, когда познакомился с ситуацией, в которой оказался потенциальный инвестор «Барановичидрева».
Весной этого года швед афганского происхождения Амид Набизада перевез из Испании в наш город деревообрабатывающий завод.
– Это предприятие нам порекомендовали в Министерстве архитектуры и строительства, – рассказывает Амид журналисту «Нашего края». – Сказали, что здесь есть все: вода, электричество, тепло, хорошие подъездные пути. Мы согласились стать инвесторами «Барановичидрева», приняв долги предприятия, которые собирались погашать в ходе санации. Но износ зданий – 100-процентный, по большому счету, их все надо сносить. Даже в самом новом цехе, построенном в 1994 году, течет вся крыша.
– Все инженерные сети, – вступает в разговор директор СООО «ЭкоДория», предприятия-арендатора, Александр Романюк, – в нерабочем состоянии: рвутся, всё надо переделывать. Сюда бы вложить миллионов 500, чтобы привести в порядок только коммуникации.
Будущий инвестор «Барановичидрева» с нетерпением ждал, когда станет полноправным хозяином. И вот он – долгожданный документ. Однако Указ Президента Республики Беларусь о передаче государственного пакета акций будущему инвестору радости не принес. Наоборот, документ Амида подкосил. Леонид Анфимов прокомментировал ситуацию таким образом: «С инвестором «Барановичидрева» не был согласован проект Указа. На него легли условия, которые он не в состоянии выполнить».
А условия такие: до 15 апреля 2015 года новый собственник должен погасить долги «Барановичидрева», которые на данный момент составляют 20 миллиардов белорусских рублей!
– Я так понимал, – недоумевает Амид Набизаде, – что мы выплачиваем долги в процессе санации, которая будет продлена (это предусматривает белорусское законодательство), но не за четыре месяца. Да и вообще, откуда взялась такая сумма – 20 миллиардов?
20 миллиардов рублей, по словам антикризисного управляющего «Барановичидрева» Александра Мищука, это долги перед 107 кредиторами за материалы, энергоресурсы, бюджетные и в фонд социальной защиты. И эти долги никто не спишет.
– Но как можно их выплатить за четыре месяца? – ответ на этот вопрос и пытается найти Амид Набизаде у главы контрольного ведомства республики.
Леонид Анфимов с пониманием отнесся к аргументам будущего инвестора и пообещал проинформировать о ситуации главу государства.
Амид Набизаде, собственник компании, показывал Леониду Анфимову свое производство. Лесопилку, цеха. В Европу из Барановичей уже идут пиломатериалы. В бывшем цехе по производству окон собирают каркасно-щитовые дома. Один из них уже отправили под заказ в Швецию. По словам будущих инвесторов, эта продукция востребована не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Каркасно-щитовой дом площадью 100 квадратных метров обойдется потребителю примерно в 38 тысяч евро – это дешевле квартиры в панельном доме. А разве можно сравнить свой дом с квартирой?
Среди продукции «ЭкоДории» – межкомнатные двери из массива и фасады для кухонь. В планах – производство пеллет, деревянных окон. Но сбудутся ли эти планы?
Не пропадет даром?
– Не пропадет ли даром такой титанический труд? – спрашивал Леонид Анфимов генерального директора БПХО Ивана Турчака, имея в виду модернизацию производства.
– Мы проводим мониторинг рынка постоянно, – говорил руководитель барановичских текстильщиков. – И мы видим для себя перспективы, прежде всего, на внутреннем рынке.
Если в 2010 году, когда на хлопчатобумажном объединении начинался процесс модернизации, текстильщики выпускали 17 тысяч комплектов постельного белья, то нынче – уже 110 тысяч. 80 % этой продукции идет на внутренний рынок.
Тот ассортимент тканей, который продают текстильщики, по словам Ивана Турчака, только узкая часть сегмента рынка. Так, например, барановичская бязь занимает 95% от потребностей рынка, швейные изделия – 80%, а таких тканей, как тик, сатин, поплин текстильщики сегодня могут произвести только 20%. Новое оборудование позволит значительно увеличить эти возможности, улучшая и качество, и дизайн.
Несмотря на то, что в России барановичская продукция – не самая дешевая, и только в октябре БПХО потеряло 3 миллиарда рублей на курсовой разнице, генеральный директор хлопчатобумажного объединения и на внешнем рынке видит перспективы для текстильщиков.
Леонид Анфимов был удивлен тому масштабу модернизации, которую проводит БПХО. Сегодня этот процесс подходит к концу. Кроме улучшения качества продукции, повышения производительности труда, появились возможности для облегчения труда и оптимизации численности. Из 320 работников в прядильном цехе осталась половина.
Председатель Комитета госконтроля был впечатлен и новым участком в ткацком цехе, где работает 58 японских и 20 бельгийских станков. И современным оборудованием в отделочном производстве. И новыми возможностями швейной фабрики «Блакіт».
Кстати, отделочники трудятся круглосуточно, а все остальные текстильщики работают в трехсменном режиме. После ввода всего оборудования они перейдут на работу в четыре смены.