Наверх

Автосервис и другие в новых условиях

12.02.2014 197 Наш край
С 1 января 2014 года в налоговом законодательстве Беларуси произошел ряд важных изменений, затронувших порядок исчисления и уплаты практически каждого налога, а также прав и обязанностей плательщиков. 

Введенные новшества вызвали широкий резонанс. 
 
Это показала и «Прямая линия «Нк», во время которой начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Барановичи Василий СУХОВЕРХИЙ ответил на многочисленные вопросы горожан и рассказал, на какие новшества в налоговом законодательстве необходимо обратить особое внимание.
 
– Самым обсуждаемым в последнее время является введение налога на транспортные средства. Каков порядок его уплаты?
 
– Вы правы: это самый популярный вопрос и в работе нашей инспекции. С 1 января появился новый объект обложения государственной пошлиной – выдача разрешения для допуска транспортного средства к дорожному движению. Разрешение выдается республиканским унитарным сервисным предприятием «Белтехосмотр» Министерства транспорта и коммуникаций и его структурными подразделениями по месту проведения государственного технического осмотра либо по месту жительства (регистрации) физического лица, постановки на учет в налоговом органе организации.
 
Ставки госпошлины установлены в зависимости от разрешенной максимальной массы автомобиля. Обращаю внимание, что государственная пошлина уплачивается по ставке, увеличенной на коэффициент 2, в отношении транспортных средств, прохождение государственного технического осмотра по которым предусмотрено один раз в два года. 
 
– Предусмотрены ли какие-либо льготы при уплате этой пошлины?
 
– Льготы по государственной пошлине предусмотрены в отношении: 
 
организации и физического лица –  за выдачу разрешения на допуск автомобиля, предназначенного для передвижения инвалидов. К ним относятся механические транспортные средства, оборудованные ручным управлением и имеющие соответствующую запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства (техническом паспорте); 
 
организации –  за выдачу разрешения в отношении транспортных средств: используемых для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи; Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, других войск и воинских формирований; используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (кроме автомобилей-такси и маршрутных такси).
 
При возникновении вопросов о применении льготы к иным транспортным средствам для передвижения инвалидов они могут быть решены на основании совместного разъяснения соответствующих территориальных органов Министерства транспорта и коммуникаций и налоговых органов.
 
– Слышал, что с этого года для станций техобслуживания введена новая система налогообложения. Кто должен её применять?
 
– Вы задали второй по актуальности вопрос о новом специальном режиме налогообложения – едином налоге на вмененный доход. Хотелось бы сразу обратить внимание, что данный режим распространяется только на организации и не касается индивидуальных предпринимателей.
 
Для организаций, которые оказывают услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (далее — услуги автосервиса) с 1 января 2014 года вводится новый, особый режим налогообложения – единый налог на вмененный доход. Особый режим применяется с того месяца, в котором списочная численность работников не превысила 15 человек и оказывались услуги автосервиса. 
 
Кроме того, при осуществлении иных видов деятельности такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
 
Объектом налогообложения единого налога признается доход от оказания услуг по обслуживанию и ремонту. Доходом от оказания услуг по автосервису является сумма вмененного дохода и превышение выручки от реализации услуг автосервиса над вмененным доходом.
 
На данный момент сумма вмененного дохода в месяц на одного работника составляет 26  миллионов  рублей. Ставка налога равна 5 процентам, следовательно, единый налог на вмененный доход составляет 1,3 миллиона рублей на одного работника. То есть у организации с численностью 5 человек сумма налога составит 6,5 миллиона рублей при выручке, не превысившей базовую доходность  в размере 130 миллионов  рублей (26 млн. рублей х 5 чел.).
 
В случае превышения выручки на одного работающего  над вмененным доходом налог подлежит доплате. Пример: у организации, имеющей 4 работников, выручка составила 180 миллионов рублей. Сумма единого налога равна 5,2 миллиона рублей (4 чел. х 1,3 млн. рублей), а доплата составит 3,8 миллиона рублей (180-104) х 5%, где 104 = 26 млн. рублей х 4 чел. (базовая доходность).
 
Декларация (расчет) по единому налогу предоставляется не позднее 20-го числа месяца, а уплата – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный месяц. То есть первая налоговая декларация по единому налогу должна быть представлена 20 февраля по результатам деятельности за январь 2014 года, уплата налога соответственно – 22 февраля.
 
– Обращается бухгалтер ЖСПК. Позвонила мой налоговый инспектор и сказала, что кооператив должен подключиться к системе электронного декларирования. Декларации на бумаге у меня не возьмут и оштрафуют. Что это за самоуправство?
 
– Это не самоуправство: инспектор действовала в соответствии с законом. С 2014 года для организаций и индивидуальных предпринимателей – плательщиков налога на добавленную стоимость введена новая норма, согласно которой плательщики налога на добавленную стоимость представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа. Скорее всего, ЖСПК является плательщиком НДС, в связи с чем с 2014 года обязан представлять налоговые декларации только в электронном виде. Напомню, что данная норма распространяется на всех плательщиков НДС, независимо от того, коммерческая это организация, общественная или индивидуальный предприниматель.
 
– В последнее время работники налоговых органов настоятельно рекомендуют плательщикам подключиться к системе электронного декларирования. Какие преимущества она дает плательщикам, ведь удовольствие не из дешевых?
 
– Система электронного декларирования  прочно и уверенно закрепилась у белорусских предприятий, заняв свою нишу в сфере налогового учета. Такое явление вполне закономерно и естественно в век цифровых технологий и интеллектуальных разработок. Очевидно, что в ближайшем будущем одним из требований к главному или рядовому бухгалтеру, помимо знания законодательства Республики Беларусь, умения пользоваться персональным компьютером, бухгалтерским программным обеспечением, будет свободное ориентирование в системе электронного декларирования. 
 
Уже около половины действующих субъектов хозяйствования города пользуются преимуществами средств электронной цифровой подписи, а это не только возможность представления налоговой отчетности, но и представление отчетности в статистические органы; подача отчетов в «Белгосстрах»; доступ к Единой информационной базе данных контролирующих (надзорных) органов; осуществление административных процедур (получение справок, выписок из учетной карточки плательщика и т.д.);
 
 возможность ведения учета при уплате налога по упрощенной системе налогообложения, а также заполнение регистров по таким налогам, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость (для юридических лиц) и земельный налог, подоходный налог. В случае использования системы данные, введенные в регистры учета, автоматически переносятся в налоговые декларации (расчеты) по налогу при упрощенной системе налогообложения, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на недвижимость; гарантированная сохранность представленной информации и др.
 
– Беспокоит плательщик упрощенной системы. Что нам ждать в этом году?
 
– Значительных изменений в исчислении налога при упрощенной системе налогообложения в 2014 году не произошло. Среди основных изменений – следующие.
 
Предусмотрены обязанности субъектов, являющихся плательщиками налога при УСН: то есть уплачивать земельный налог в 10-кратном размере в случае нарушения ими земельного законодательства (несвоевременный возврат, самовольный захват, использование не по целевому назначению земельного участка) независимо от общей площади имеющихся земельных участков; уплачивать налог на недвижимость в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства независимо от общей площади имеющихся у них капитальных строений (зданий, сооружений);
 
субъектам, применяющим упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС, при условии соблюдения критериев численности и выручки предоставлено право перейти на применение УСН без уплаты НДС только с начала нового налогового периода (года);
 
исключены нормы, касающиеся применения ставки налога при УСН в размере 2%, в связи с истечением срока действия этой ставки.
 
– Я и мои коллеги недовольны тем, что уплата налога на прибыль происходит так называемыми «авансовыми платежами». Изменилось ли что-нибудь в 2014 году?
 
– Да, введенный с 2011 года порядок уплаты налога на прибыль текущими платежами, исходя из ожидаемой прибыли либо исходя из прибыли, полученной по итогам предшествующего года, вызывал много нареканий со стороны плательщиков в связи со сложностями при исчислении текущих платежей. В связи с этим с 1 января 2014 года изменены сроки представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль: они представляются ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Также отменены текущие платежи по налогу на прибыль и установлены новые сроки уплаты налога на прибыль: он уплачивается за I–III кварталы 2014 года  не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, а за IV квартал 2014 года – авансовым платежом не позднее 22 декабря 2014 года с последующей доплатой или уменьшением не позднее 22 января 2015 года.
 
– Мы являемся плательщиками общеустановленной системы налогообложения. Какие изменения произошли в этом году при исчислении налога на прибыль?
 
– Основным новшеством является введение инвестиционного вычета (вместо так называемой амортизационной премии) и установление порядка его применения.
Инвестиционным вычетом является сумма, исчисленная от первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, а также от сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией, которую плательщик вправе отнести на затраты, учитываемые при налогообложении, в следующих пределах: по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам – не более десяти процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию); по машинам и оборудованию – не более двадцати процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
 
– В  новостях услышала, что с этого года налоговые органы вправе использовать новый метод налогового контроля – хронометраж.  Правда ли это и что это такое? 
 
– Правда.  С 1 января 2014 года в налоговое законодательство введены нормы, предоставляющие налоговому органу право определения (увеличения) налоговой базы за отчетный период по результатам наблюдения хронометражным методом.  Такой метод не нов, как может показаться на первый взгляд. Он используется налоговыми органами Азербайджана, Украины.
 
Наблюдение хронометражным методом – это метод проверки, который будут использовать налоговые органы с целью установления фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение.
 
Определен минимальный срок проведения хронометражного наблюдения – 10 последовательных дней функционирования объекта. При этом наблюдение осуществляется на протяжении всего времени функционирования объекта в течение дня.
 
Результат наблюдения – фактическая выручка (доход) плательщика за день – по окончании каждого дня наблюдения будет фиксироваться проверяющими в хронометражно-наблюдательной карте, форма которой установлена Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. По завершении наблюдения на основании данных хронометражно-наблюдательной карты налоговыми инспекторами, проводящими проверку, рассчитывается среднедневная выручка (доход) плательщика за период наблюдения. 
 
Далее расчетная среднедневная выручка (доход) сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения, налоговой декларации (расчете) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), представленных за отчетный период, предшествующий началу проверки. В случае превышения суммы расчетной среднедневной выручки (дохода) по результатам наблюдения над суммой среднедневной выручки (дохода), рассчитанной исходя из сведений, указанных в декларации, на 30 процентов и более, налоговый орган производит корректировку налоговой базы по налогам и соответственно пересчет этих налогов.
 
Применяться эта форма контроля будет в отношении плательщиков, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, бытового обслуживания населения, оказывающих медицинские услуги.
 
– Я – индивидуальный предприниматель – плательщик единого налога. Обещали, что уплату налога и подачу деклараций сделают поквартально, а не помесячно. Внесены ли эти изменения в законодательство?
 
– Для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог по одному виду деятельности, осуществляемому через один торговый объект, или одно торговое место на рынке, или один торговый объект общественного питания, или один обслуживающий объект, отчетным периодом по выбору плательщика может быть признан календарный квартал, в котором осуществляется деятельность.
 
– Насколько увеличатся вычеты по подоходному налогу с физических лиц?
 
– В целях снижения налоговой нагрузки на граждан увеличены размеры стандартных налоговых вычетов. Для плательщиков, получающих доходы, не превышающие в месяц 3 830 000 рублей (3 350 000 рублей в 2013 году), вычет составит 630 000 рублей  в месяц (550 000 рублей в 2013 году). На ребенка до 18 лет и каждого иждивенца вычет увеличен до 180 000 рублей  в месяц (155 000 рублей в 2013 году). Для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет, стандартный налоговый вычет увеличен до 355 000 рублей в месяц на каждого ребенка (310 000 рублей в 2013 году). Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю вычет будет увеличен до 355 000 рублей  в месяц на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца. Для категории плательщиков, имевших в прошлом году право на вычет в размере 780 000 рублей, его размер увеличен до 890 000 рублей в месяц.


  • Мы в социальных сетях: