Государство сделало решительные шаги, чтобы защитить подрастающее поколение от спайсов. Нужно так же действенно оградить детей от вредной информации, представляющей не меньшую угрозу их здоровью и развитию, уверен депутат Парламента Александр СТЕЦКО.
– Как вы оцениваете эффективность правовой защиты от информации, посягающей на духовность нового поколения?
– Правовое обеспечение информационной безопасности детей – нашего с вами будущего – пока в полной мере эффективным не назовешь. Некоторые фрагменты его можно найти в законах «О средствах массовой информации», «О правах ребенка», «О рекламе», «О кинематографии в Республике Беларусь», «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь». Однако согласованной, четкой системы противодействия потоку негатива, который в разы увеличился с распространением интернета, сегодня, увы, нет.
Жесткие требования предъявляются только к содержанию аудиовизуальной продукции, и вся защита от информации, которая может повлиять на моральное здоровье ребят, сводится к ограничению аудитории фильма по возрасту. Компьютерные игры, любая информация, распространяемая в интернете либо посредством культурно-зрелищных мероприятий, в большинстве своем никем не оценивается. Вот почему в Парламенте идет работа над законопроектом «О внесении изменения и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
– Как журналист, я имею представление о силе слова, знаю об исследованиях, в которых была попытка оценить его воздействие на психику масс. Но не всем читателям, думаю, понятно, чем так опасна информация, что этой проблемой озабочены депутаты.
– Видеоролики, которые кочуют по интернету, могут научить несовершеннолетних употреблять алкоголь, наркотики, в некоторых компьютерных играх выстрелить в человека – пара пустяков. Отклонения от нормального, здорового поведения, за которыми наблюдают дети, воспринимаются с всё большей терпимостью. Отсутствие в правовом поле единообразного подхода к оценке ценностей, которые формирует информационная продукция, создает условия для моральной деградации и криминализации общества.
– Какую именно информацию новый закон ставит под запрет?
– Если проект станет законом, запрещено будет распространять среди несовершеннолетних сведения, побуждающие детей на действия, потенциально опасные для жизни и здоровья. Такие, например, которые побуждают причинить вред своему здоровью, толкают на самоубийство, способные вызвать желание попробовать закурить, взять в руки рюмку, воспользоваться наркотиками или их аналогами, заняться попрошайничеством или проституцией. Также табу накладывается на информационную продукцию, которая обосновывает или оправдывает допустимость насилия, жестокости, причем не только к людям, но и к животным, провоцирует на антиобщественное поведение, дискредитирует институт семьи, содержит ненормативную лексику.
– Интересно было бы узнать, как будет работать весь механизм защиты детей от негативной информации?
– Какая-то информация, как я уже сказал, будет запрещена к распространению среди детей, распространение иной – ограничено. Предполагается, что в рекламе культурно-зрелищных мероприятий будет обязательно размещаться знак возрастной классификации. В законе «О средствах массовой информации» будут прописаны исключения из правила о подобной маркировке информационной продукции.
Например, не надо будет указывать, на какой возраст рассчитана телепередача, если она транслируется без предварительной записи, не коснется новшество радиовещания, продукции, имеющей историческую, художественную или другую культурную ценность для общества, сообщений читателей на сайте издания.
Порядок и критерии классификации информации до начала ее распространения, экспертизы установит Совет Министров. Мы, депутаты, будем ставить перед Советом Министров вопрос, чтобы до принятия законопроекта в окончательном варианте правительство разработало и представило механизм его реализации.
В соседней России, как правило, классификацией занимаются редакторы, ответственные за выпуск, администраторы или модераторы информационных порталов, организаторы массовых мероприятий самостоятельно, не привлекая сторонних экспертов.
Разрабатываемый законопроект, будем надеяться, как минимум обратит внимание интернет-клубов, взрослых в семье на возможности программ родительского контроля.
– Насколько активно разработчики закона пользовались зарубежным опытом?
– Разработчики изучили, помимо российского, опыт США, Канады, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Японии и многих других стран. В зарубежном законодательстве предусмотрены ограничения и запрет на распространение информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей.
Экспертиза продукции и ее возрастная классификация в этих странах в порядке вещей, установлены временные рамки трансляции передач, есть специальные контрольно-надзорные органы, которые следят за тем, как положения выполняются на практике, продумана и мера ответственности за нарушения.
По сути, положения законопроекта унифицируют белорусское законодательство с общепризнанными нормами международного права.
Беседовал Виталий ГЕРЦЕВ
Опрос “Нк”
Нужно ли защищать ребенка от вредной для его развития информации, вводить запреты и ограничения на ее распространение?
– Я вообще против того, чтобы дети до 10 лет пользовались интернетом. Хотя сегодня они еще читать не умеют, а в три года уже сами компьютер включают-выключают. В интернете много чего есть хорошего, но и нехорошего масса. Не хотел бы, чтобы какая-либо информация была недоступна вообще, но определенная ее часть так легко доступна детям быть не должна. На какой сайт заходит ребенок, что смотрит и читает, об этом, считаю, должно беспокоиться не только общество, но и родители – прежде всего.
– Инициатива сама по себе хороша, но какой будет механизм ее реализации? Через какие-нибудь пароли в интернете? Ведь если попросту сайт спросит: «Вам есть 18?», ребенок щелкнет по слову «да» и перейдет на сайт с запретным для его возраста содержанием. Честно говоря, я не представляю, как можно ограничить доступ к информации на практике, если родители не сидят рядом с ребенком и не видят, что он просматривает на мониторе.
– Нынешний век – информационный. Вопрос сегодня не в том, как найти информацию, а в том, как ее отфильтровать. Очень много на нас выливается информации агрессивного содержания. Дети не всегда в силу возраста в состоянии правильно оценить поступающую информацию, оградить себя от нее. Государство должно поставить определенную информацию в рамки. Научить находить в интернете то, что нужно, отделять его от лишнего – задача и педагога, и родителей. От этого мы тоже никуда не уйдем.
Саша МОКРУШНИКОВ, ученик гимназии № 4:
– Если и вводить какие-то ограничения, то с учетом возраста. У ребят от 14 лет, сужу по себе, уже есть своя голова. Начать курить, чтобы просто сфоткаться и покрасоваться перед друзьями, какой ты крутой – до 14 лет у кого-то, может, и есть такое понимание.
Надо уметь отделять реальность от виртуальной игры, чтобы школьник не сидел днем и ночью за компьютером. Есть исторические игры, стратегии, из которых можно что-то перенимать, но не жестокость.