Наверх

Александр СТЕЦКО: «Будем здоровы!»

18.09.2013 257 Наш край

Несмотря на извечность бед человеческих с прибавкой алко- и нарко-, несмотря на то, что фраза о грамме никотина и лошади набила оскомину, проблемы эти не блекнут.

Вот и недавняя публикация «Нашего края» «Побороть зеленого змия» нашла отклик у читателя. Попытки атаковать змия с помощью новаций в законе «О здравоохранении» стали поводом затронуть тему борьбы с пагубными зависимостями в разговоре с депутатом Парламента Александром СТЕЦКО, который, к тому же, имеет немалый врачебный стаж и до избрания возглавлял барановичскую медицину.

– Идея обязать алкоголиков возмещать затраты на их лечение вызвала самый широкий резонанс. Какова судьба предложения?

– После продолжительных жарких дискуссий мы пришли к тому, что заветная 64 статья проекта закона «О здравоохранении», скорее всего, будет изменена: из нее исключат положения, о которых  вы говорите. Главным контраргументом стала прописанная в Конституции страны гарантия бесплатного лечения для всех. Да и доказать на практике, что человек попал в больницу по своей вине, именно из-за пристрастия к алкоголю, чрезвычайно сложно. А кто доказывать должен? Тот, кто ставит диагноз. Прими мы такое решение, вполне вероятна ситуация, когда медики вместо того, чтобы заниматься прямыми обязанностями, утонули бы в судебных тяжбах и жалобах.

– И вправду, представляю: к каждому врачу пришлось бы приставить юриста!

– Вот-вот, вы точно заметили. С пьянством, конечно, нужно бороться, но, видно, другими методами.

– Какие-нибудь другие положения нового закона вызвали такое же бурное обсуждение?

– Такая же дилемма – предоставление информации о здоровье пациента. С одной стороны – врачебная тайна. С другой – МВД желает расширить перечень случаев, при которых медики будут предоставлять приватные сведения. В числе прочего – о противопоказаниях пациента к управлению транспортным средством.

Вот пример. Водитель получил медсправку сроком на пять лет. Спустя два года попадает на учет в наркодиспансер. Но справка-то действует! Предлагается, чтобы наркодиспансер информировал МРЭО ГАИ.

Однако дискуссии на этот счет продолжаются.

– Сейчас предпринимается попытка законом наступить на еще одну извечную вредную привычку. Проект первого в стране антитабачного закона собрал на сайте Минздрава немало комментариев, и за, и против. Какие из откликов вы бы поддержали, Александр
Николаевич?

– В первую очередь, скажу, что такой закон, по моему убеждению, нужен. Надо защитить некурящих от опасного дыма. Помимо никотина, в легких оседают смолы, которые провоцируют рак. Почему кто-то должен жертвовать жизнью из-за того, что сосед «снимает стресс» или имитирует деятельность?

Из откликов поддерживаю прежде всего предложение увеличить цену на сигареты. Хорошо бы также, чтоб большую часть пачки украшала вместо красивой рекламы устрашающая картинка с предупреждением о последствиях. На возражения курильщиков отвечу: захочешь – бросишь. Знаю по своему опыту. А если продолжаешь курить – значит, тебе это нравится. За рубежом раздельные залы для курящих и некурящих в ресторанах – реальность. Причем там никого не удивляет, что залы для курящих, как правило, уступают в качестве.

Однако запреты не панацея. Больше всего в борьбе с курением продвинулись те государства, в которых идет переоценка ценностей, и первое место занимает идеал здорового, сильного, спортивного человека.

– Повод сказать о проекте нового закона «О физической культуре и спорте», который готовится ко второму чтению.

– Изменений и дополнений к прежнему варианту закона поступило столько, что пришлось писать его заново. Впервые в Беларуси будут законодательно закреплены положения о правилах видов спорта, о дефлимпийском, специальном олимпийском движениях (у нас есть люди с ограниченными физическими возможностями, которые активно занимаются спортом), нормы о спортивной дисквалификации, многие определения, в том числе допинга. Поэтому рекомендую каждому, кто имеет отношение к сфере спорта и физкультуры, ознакомиться с проектом, высказать свое мнение.

– Третий «бич XX века» – наркомания – гибко приспосабливается к ситуации. И в XXI веке появились так называемые миксы, или курительные смеси. Вред от них, как от «классических» наркотиков, но привлечь к ответственности «курцов» значительно сложнее.

– В определенных законах в ответ на вызов должно появиться понятие «аналоги наркотических средств, психотропных веществ», которое призвано решить проблему. Статьи 10 и 24 Закона Республики Беларусь «О наркотических сред-ствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» оборот аналогов в нашей стране запрещают. Тот, кто в этом усомнится, узнает, что такое уголовная ответственность.

– Благодарю за беседу.

– Пусть проблемы, о которых мы с вами говорили, обойдут стороной дома читателей «Нашего края». Будем здоровы!



  • Мы в социальных сетях: