Наверх

Александр Карлюк: «Ничто не забыто»

19.07.2021 1198 Наш край
Очевидица трагических событий Анна Жерко, жительница деревни Ишколдь, и Александр Карлюк

Беларусь помнит… И величие подвига тех, кто освобождал страну от немецко-фашистских захватчиков, и низость предательства тех, кто пошел в услужение оккупантам. «Уголовное дело о геноциде белорусского народа снимет все маски», – сказал недавно Президент страны на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости.

Какую работу в этом направлении ведет Барановичская межрайонная прокуратура? Удалось ли ей обнаружить новые факты? Могут ли представлять угрозу пособники фашистов сегодня? 

Об этом рассказал в интервью журналисту «Нашего края» Барановичский межрайонный прокурор, старший советник юстиции Александр Карлюк. 

– У вас недавно появилось еще одно важное направление работы – расследование фактов геноцида на территории Беларуси. Чем конкретно сейчас занимается Барановичская межрайонная прокуратура?

– Выявляем ранее неизвестные факты уничтожения людей в Барановичском регионе. Согласно докладу областной комиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков, на Брестчине в период оккупации было убито и замучено 159 526 мирных советских граждан и 38 858 военнопленных. Нет сомнений, что на самом деле жертв фашизма было еще больше. Масштаб злодеяний гитлеровцев и их пособников был таков, что в расчет брались прежде всего места массового захоронения, тогда как факты расстрела одной-двух семей меркли на фоне уничтожения тысяч узников концлагерей. Зачастую такие захоронения никак не обозначались, о трагических событиях вспоминают разве что редкие старожилы, которым удалось уцелеть в суровые военные годы. На данный момент в Брестской области обнаружены 18 подобных мест.

Также прокуратура занята выяснением подробностей некоторых известных преступлений, совершенных пособниками фашистов в Барановичском районе. В частности, устанавливаем обстоятельства карательной операции, проведенной 2 мая 1943 года 57-м украинским полицейским батальоном (в него входили преимущественно предатели Родины, которые проживали на территории Украины) против советских партизан и жителей деревень Застаринье и Почапово. Во время этой карательной операции были уничтожены около 400 мирных жителей указанных деревень, убиты 16 партизан.

– Сегодня даже тем, кто добровольцем уходил в 17 лет на фронт – уже за 90. Вряд ли предатели окажутся младше, если они вообще живы. У некоторых читателей возникнет вопрос: «А не поздно ли взялись? Будет ли кого призвать к ответу?»

– В подобных делах не бывает опозданий, они не имеют срока давности. Даже если бывший полицай не дожил до часа правосудия, это еще не значит, что он не будет наказан. Предать огласке его имя и злодеяния тоже значит очень много. Ведь не секрет, даже в СССР бывали случаи, когда предатели Родины, перебравшись в другой регион, успешно маскировались под добропорядочных граждан. А отдельные особо ушлые субъекты ухитрялись сочинить себе героическую биографию партизана либо фронтовика, получали медали, пока их не выдавала какая-нибудь случайность, неожиданная встреча со свидетелями их преступной деятельности либо нестыковка в документах. Что уж говорить о тех, кто успел эмигрировать… Кто-то становился успешным бизнесменом, положив в основу богатства обагренное кровью невинных жертв золото, кто-то, подретушировав темные пятна своей биографии, строил политическую карьеру. Момент истины должен однажды наступить. Сорвать благообразные маски с преступников – значит восстановить историческую правду, и прокуратура, чье предназначение – служить торжеству справедливости, не может стоять в стороне от этого святого для каждого наследника поколения победителей дела.

– До недавнего времени казалось, что нацизм безвозвратно ушел в прошлое. Могут ли последователи этой идеи представлять опасность сегодня в Беларуси, и если да – какую именно? Ваше мнение, Александр Павлович, на этот счет?

– Не секрет, что среди местных жителей нашлись те, кто пошел на сотрудничество с гитлеровцами, многие фашистские холуи услужливо участвовали в уничтожении своего же народа. Далеко не все они понесли ответственность за злодеяния, особенно те, которые скрылись за границей. Впоследствии одни пособники нацистов даже в семейном кругу предпочли умолчать о своем прошлом, другие не смирились с поражением и, наоборот, оставили у детей и внуков стойкое желание взять реванш. Для этого современным последователям коллаборационистов совсем не обязательно возрождать Национал-социалистическую партию, они понимают, что эти идеи не встретят поддержки, поэтому потомки предателей белорусского народа могут мимикрировать под различные политические течения, действовать под самыми демократичными лозунгами. Главное для них – взять власть. А способы для них все хороши, вплоть до экстремизма и дестабилизации обстановки в Беларуси. Работа, которую сейчас ведет прокуратура, уверен, поможет вскрыть факты, которые дадут однозначный ответ на вопрос: кто есть кто? А в конечном итоге, не оставит шансов для реабилитации нацизма и пособников гитлеровцев, позволит упредить риски для нацио­нальной безопасности. Так что эта наша работа не только дань памяти нашим дедам и прадедам, которые погибли на фронте либо в фашистских застенках и конц­лагерях, но и забота о будущих поколениях.

– Коллаборационизм никогда не был популярной темой. Поэтому мало кто знает, что во время оккупации издавалась «Баранавіцкая газета» («Baranavickaja hazeta», она же позднее – «Пагоня»). Это издание, полагаю, может немало рассказать о тех, кто помогал фашистам. 

А какими источниками пользуетесь сейчас в поисковой работе вы?

– Прежде всего опираемся на свидетельские показания, которые потом проверяем с помощью архивных данных. Рассчитываем на содействие старожилов города и района, уверен: ничто не забыто. Если вы располагаете малоизвестными фактами злодеяний фашистов и их пособников против белорусского народа в период оккупации, об аналогичных преступлениях банд, которые промышляли в Барановичском районе в послевоенные годы, просьба сообщить нам.

– Можете ли привести конкретные примеры из поисковой работы прокуратуры?

– При опросе местных жителей установлен факт расстрела двух семей из деревни Серебрище. Елена Ивановна Стрихар, которой в нынешнем году исполнится 90, стала очевидицей того трагического события. В ее родной деревне проживала семья евреев из шести человек, которая помогала сбежавшим от массовых расстрелов в лес семьям. Глава семьи был хорошим кузнецом, из-за чего староста деревни просил немцев оставить его с семьей в живых. Однако оккупантам стало известно о тайных визитах, и в один из летних дней 1943 года семья кузнеца, а также евреи, которые прятались у них, были расстреляны. Со слов Елены Ивановны, ранее об этом месте расстрела никто не вспоминал. Изучение места захоронения включено в план поисковых работ.

Еще один эпизод рассказала 87-летняя Анна Ивановна Жерко из деревни Ишколдь. Она жила по соседству с двумя еврейскими семьями. До сих пор помнит всех по именам: Вура (глава семьи), Хана – его жена, и дочка, ей лет 15 было – Лея. Вторая семья была: Ента, Ласка и Мирка (мать и две дочери). Однажды Анна Ивановна увидела, как немцы набросили на шею Вуры обруч из колючей проволоки и погнали соседей по дороге. Все решили, что в Полонечку. Однако путь их оказался гораздо короче. Рядом с Жаворонковой горой уже копали яму. «Услышали мы, что автомат застрочил – и всё…» Хотя от тех событий очевидицу отделяет, считайте, целая жизнь, ее рассказ не потерял эмоционального накала. Надо быть очень черствым человеком, чтобы равнодушно слушать такие свидетельские показания. 

Беседовал Виталий ГЕРЦЕВ

СПРАВКА «НК»

Сообщение о том, что Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, было опубликовано на сайте БЕЛТА 9 апреля. 

Генеральный прокурор Андрей Швед заявил: «Общеизвестно, что Беларусь в прошлом году столкнулась с попыткой захвата власти неконституционным путем. 

В отношении нашего государства до настоящего времени проводится агрессивная политика, которая характеризуется попытками дестабилизации правопорядка с применением методов радикализма и различных форм экстремизма. 

В ходе расследования ряда уголовных дел установлено, что организация и финансирование указанных посягательств на суверенитет и территориальную целостность Беларуси осуществляется некоторыми западноевропейскими государствами, причастными в том числе к массовому уничтожению белорусов и представителей иных национальностей в период Великой Отечественной войны и послевоенное время. При этом данными государствами развернута информационная война, направленная и на искажение исторических событий. В целях социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности мною возбуждено уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси».





  • Мы в социальных сетях: