Наверх

8 июля 1944 года был освобожден город Барановичи

08.07.2017 2146 Наш край

Как это было

Разрушенные Барановичи: руины Сухарного завода, июль 1944 г. В настоящее время – улица Хлебная
Разрушенные Барановичи:
руины Сухарного завода, июль 1944 г.
В настоящее время – улица Хлебная
Улица Хлебная сегодня
Улица Хлебная сегодня

Фронтальная атака

В начале июля 1944 года прозвучало сообщение Совинформбюро: «Войска 1-го Белорусского фронта в результате обходного маневра конницы и танковых соединений в сочетании с фронтальной атакой пехоты овладели областным центром Белоруссии – городом Барановичи – важным железнодорожным узлом и мощным укрепленным районом обороны немцев, прикрывающим направление на Белосток и Брест».

Немало воды утекло с тех пор, но благодарные жители нашего края и сегодня, как 73 года назад, торжественно отмечают день 8 июля, отдавая дань памяти участникам военной операции, которые принесли барановичской земле долгожданное избавление от коричневой чумы.

Звезд золотых кавалеры

В боях за освобождение нашего города от немецко-фашистских оккупантов, уместно напомнить накануне очередной праздничной даты, отличились войска 28-й армии под командованием генерала армии А.А. Лучинского и войска 65-й армии генерала армии П.И. Батова, конно-механизированная группа кавалеристов-кубанцев генерала армии И.А. Плиева, 16-я воздушная армия маршала авиации С.И. Руденко, партизаны Барановичского соединения, которое возглавлял секретарь подпольного обкома партии генерал-майор
В.Е. Чернышев.

Не счесть ратных подвигов воинов, партизан и подпольщиков многонациональной Отчизны, стоявших плечом к плечу за независимость белорусского края. В сердцах и памяти наследников Великой Победы навсегда останутся имена шести красноармейцев, которые за мужество и отвагу, проявленные при освобождении барановичской земли, удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Кто они, кавалеры золотых звезд?

Михаил Акимов – артиллерист, рядовой, уроженец Куйбышевской области. Отличился при освобождении Новой Мыши. В неравном бою с 15 танками гитлеровцев, выполняя одновременно обязанности наводчика, заряжающего и командира орудийного расчета, подбил пять вражеских танков и уничтожил около 50 фашистов.

Виктор Бордунов – харьковчанин, помощник командира стрелкового взвода, сержант. Отличился при ликвидации вражеской засады: в решающую минуту боя заменил погибшего комвзвода. Благодаря умелому руководству Бордунова бойцы-пехотинцы стремительной атакой обратили врага в бегство и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.

Николай Васильев – уроженец Читинской области, младший сержант. Пал смертью храбрых при штурме Барановичей 7 июля. Расчет пушки под его командованием вместе с пехотой отбил 10 вражеских контратак.

Павел Махиня – уроженец Белоцерковщины, старший сержант. В боях за Барановичи его орудийный расчет вступил в неравный поединок с батальоном вражеской пехоты, поддерживаемой 30 танками и бронетранспортерами. Оставшись один, дважды раненный,

Павел Евменович подбил два танка и отразил пять контратак противника, рассеяв при этом около роты немецких солдат.

Иван Сухомлин – харьковчанин, командир танковой роты, гвардии лейтенант. Отличился при освобождении станции Мицкевичи. 8 июля танковая рота под его командованием перерезала железную дорогу Барановичи–Лида. Ведя неравный бой в течение дня, подраз-
деление Сухомлина уничтожило три самоходных орудия противника, танк, семь пушек, восемь автомашин и около сотни гитлеровцев.

Григорий Чекменев – уроженец Ставрополья, командир артиллерийского взвода, старший лейтенант. В бою за деревню Кузевичи Городищенского района подразделение под его командованием уничтожило три танка противника, а 8 июля, действуя совместно с отрядом кавалерийского полка, артиллеристы перерезали железную дорогу Барановичи–Вильнюс, переправились через реку Мышанку и освободили деревню Тешевле, отбив при этом две контратаки вражеской пехоты при поддержке 12 танков противника. Когда у артиллеристов кончились снаряды и патроны, Чекменев и шестеро автоматчиков бросились на врага с гранатами. В том неравном бою Григорий Анатольевич и сложил голову. Похоронен отважный командир взвода артиллеристов в деревне Тешевле в братской могиле.

Наши земляки-освободители

После окончания Великой Отечественной войны некоторые участники освобождения Барановичей и Барановичского района волей судьбы получили постоянную прописку в нашем городе. Они прожили здесь не одно десятилетие, трудились, внесли весомый вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Об их ратных и трудовых свершениях неоднократно рассказывала на своих страницах наша газета. Но время быстротечно и неумолимо – в этом году впервые мы встречаем очередную годовщину освобождения нашего края от немецких оккупантов без живых участников этой военной операции, без наших земляков-освободителей. Но они навсегда останутся в нашей памяти и наших сердцах.

Вспомним еще раз и почтим минутой молчания их имена: Яловой А.Ф.,Темченко И.А., Пайгерчев И.С., Рагуля И.М., Ремень Л.М., Нелень В.П., Нежевенко В.Н., Коротнев А.Я., Зубарев А.Н., Талашова К.И.,Николаев В.А., Зорин А.В., Васькин П.А., Архипов С.А. …

Их уже нет среди нас, но в наследство потомкам остались драгоценные архивные материалы, рассказывающие о жизненном пути этих замечательных людей: фотоснимки, газетные статьи, видеокадры.

Из воспоминаний Сергея Архипова:

«Наш 241-й стрелковый полк наступал со стороны Адаховщины. Высланную вперед нашу группу разведчиков прикрывал легкий танк. Вышли к речке Щаре. Когда наше броневое прикрытие оказалось на середине моста, с противоположного берега, из укрытия, открыли огонь два немецких орудия. Они в упор расстреляли танк, экипаж боевой машины погиб. Завязалась перестрелка, и мы вынуждены были отступить вглубь леса (урочище Гай). Мы форсировали речку в двух километрах севернее моста и вдоль железной дороги вышли к окраине города. Вскоре к нам подошло подкрепление, и небольшими группами наши солдаты стали продвигаться вперед.

К вечеру советская авиация нанесла удар по железнодорожному узлу и аэродрому, расположенному на южной окраине Барановичей. От взрывов загорелось вагонное депо. Со стороны аэродрома доносились взрывы и яростная стрельба фашистов.

Утром 8 июля наше подразделение проникло на железнодорожную станцию. В это время в сторону Бреста отправлялся последний состав. Мы обстреляли его вдогонку и стали продвигаться дальше. Преследуя врага, через рынок приблизились к церкви и немецкому кладбищу в центре города. Сопротивление немцев здесь носило очаговый характер: отдельные группы, отстреливаясь, отходили по улице Почтовой к западной части города. К вечеру Барановичи были полностью освобождены…».

Из воспоминаний Алексея Зорина:

«Двигались мы после взятия Минска стремительно. Недалеко от Бобруйска сумели сомкнуть кольцо, и немцы попали в котел-западню. Им предложили сдаться – они отказались. Наша авиация уничтожила их с воздуха. Мясорубка там была еще та – даже не хотелось смотреть в ту сторону. За две недели мы отмахали 300 километров. Так, в основном с боями, а где просто маршем, и подошли к Барановичам.

Судьба города решалась на подступах к нему, где было крупное средоточие немецких сил, призванных удержать стратегический узел. Мы взяли его путем бомбежек и фронтового натиска, а когда вступили в Барановичи, здесь лишь изредка постреливали немцы, оставленные для сдерживания наших войск, пока шла авральная эвакуация.

Наш полк проник в город со стороны Гая, миновал Жлобинское озеро, центральные улицы и бросил якорь у разгромленного Центрального вокзала. В Барановичах мы отхватили два разгрузочных дня передышки – и двинулись на Запад. Впереди были Новая Мышь, Слоним, Белосток, Рига…»

Последний день оккупации

Ожидая натиска советских войск, первый свой оборонительный рубеж укрепрайона фашисты оборудовали в 120 км от Барановичей – на западном берегу реки Ведьмы. Второй проходил по западному берегу реки Щары, третий – по окраинам города. Огневых точек у противника насчитывалось более 40, кроме того, на окраинах Барановичей фашисты вырыли траншеи полного профиля. В город были переброшены свежие силы: 80 танков и несколько полных пехотных полков.

5 и 6 июля бои велись в радиусе 25–30 км вокруг Барановичей, а к исходу дня 7 июля они докатились уже до юго-восточной и южной окраин города. Здесь в оборону противника вклинилась 193-я стрелковая дивизия генерал-майора А.Г. Фроленкова, которая за один день с боями прошла 21 км и закрепилась на ближних подступах к городу.

Наступившая ночь несколько обнадежила фашистов. Они рассчитывали перегруппироваться и утром дать решительный бой частям Красной Армии, однако в 3 часа ночи 8 июля наши войска пошли на штурм. Удар был настолько мощным и неожиданным, что в течение часа город был полностью очищен от врага. До полной победы над фашисткой Германией оставалось еще долгих десять месяцев.

Николай РАКИТНЫЙ.
Фото из фондов Барановичского краеведческого музея и Бориса НОВОГРАНА.

Проект «Мы живы, пока память жива»



  • Мы в социальных сетях: