С 29 ноября (17 ноября по старому стилю) 1871 года ведёт свой отсчёт история города Барановичи. В тот далекий день началось движение по недавно построенному участку железной дороги – Брест- Литовск. Имя станции, возникшей во время строительства, дало близлежащее поселение Барановичи. Возникнув на перекрёстке железнодорожных магистралей, Барановичи со временем превратились в крупный железнодорожный узел.
Выгодное расположение Барановичей стало залогом успешного всестороннего развития нашего города. Туризм – одна из страниц, которая дополнит облик Барановичей 1921–1939 годов.
В то время Барановичи, как и вся Западная Беларусь, входили в состав Польши. Будучи административным центром повета, город был самым крупным и оживлённым в Новогрудском воеводстве: в 1936 году в нем насчитывалось более 26 тысяч жителей (без военных). Также Барановичи оказались в ряду самых крупных и наиболее интенсивно развивающихся городов на северо-востоке Польского государства.
Находясь в узле железных и автомобильных дорог, Барановичи были связаны со многими городами не только самой Польши, но и далеко за её пределами. Статус Барановичей как одного из крупнейших экономических и транспортных центров в регионе способствовал тому, что город не остался в стороне от многих туристических маршрутов, которые проходили по территории Новогрудского воеводства.
В 1920–1930е годы среди общественных культурно-просветительских организаций, действовавших в Барановичах, было и региональное отделение Польского краеведческого общества, которое знакомило население края с его историей и культурой. Используя собранный материал, общество издавало пособия, карты, открытки, принимало участие в организации краеведческих выставок, краеведческих музеев.
Возможно, оно сыграло не последнюю роль в организации в 1929 году этнографической выставки в Барановичах, которая в итоге стала толчком к созданию в городе музея.
Барановичское отделение Польского краеведческого общества тесно сотрудничало с Барановичским отделением Союза пропаганды туризма Новогрудской земли. Используя собранную краеведческим обществом информацию об истории, культуре, природе Новогрудчины, Союз пропаганды туризма разрабатывал туристические маршруты и привлекал сюда туристов, причем не только жителей Новогрудского воеводства, но и других регионов Польши.
С этой целью, например, в нашем городе было открыто бюро Барановичского отделения Союза пропаганды туризма Новогрудской земли. Размещалось оно по ул. Уланской (в настоящее время – ул. Пионерская). Можно сделать вывод, что работа туристического бюро тех лет во многом схожа с работой современных турбюро. Так, например, здесь можно было получить любую информацию, касающуюся путешествий, заказать автобус, автомобиль, конный экипаж, сопровождение экскурсовода. Приезжие могли получить в бюро информацию о гостиницах, пансионатах, в которых можно было остановиться, а также о кафе, ресторанах, магазинах не только в самих Барановичах, но и по всей Новогрудчине.
Совместно с краеведческим обществом в помощь туристам были подготовлены и продавались различные туристические путеводители, тематические открытки, карты и т.д. На железнодорожных вокзалах города во время прибытия и отправления поездов постоянно дежурили сотрудники бюро, которые встречали и провожали туристов. Чтобы помочь последним как можно быстрее сориентироваться в незнакомом городе и продолжить путешествие, в зданиях обоих барановичских вокзалов были установлены специальные информационные указатели.
1921–1939 годы:
через Барановичи проходили такие железнодорожные направления, как:
От автобусной остановки, которая находилась в центре Барановичей, на углу улиц Шептыцкого и Мицкевича (сейчас – улиц Советской и Ленина), около памятника Неизвестному Солдату, отходили автобусы в направлении:
Тропами туриста
Туристов Барановичи привлекали не только наличием хорошего транспортного сообщения. Здесь был свой городской парк, действовал поветовый музей, работали десятки магазинов, кинотеатры – «Пан» и «Апполо», казино, рестораны, 22 кафе. Да и выбор отелей, где можно было остановиться, у гостей города был внушительный: «Краковски» (пер. Пшеходни, сейчас – пер. Слуцкий), «Бристоль» (ул. Мицкевича, сейчас – ул. Ленина), «Юдковского» (ул. Сенаторская, сейчас – ул. Горького), «Виленски» (ул. Виленская, сейчас – ул. Гагарина), «Варшавски» (ул. Пилсудского, сейчас – ул. Красноармейская), «Гандлёвы» (ул. Шептыцкого, сейчас – ул. Советская). В Календаре популярном Барановичском можно прочитать, что в 1935 году в отелях было зарегистрировано 39 тысяч человек, гостей города.
В Барановичах начинались несколько туристических маршрутов, посвящённых знакомству с природой, историей и выдающимися людьми края и страны в целом.
Именно с нашего города начинался «Мицкевичский» туристический маршрут, так называемый флагманский, протянувшийся на 74 км по Барановичской и Новогрудской земле. Выезжая на автобусе из Барановичей, туристы направлялись по местам, связанным с жизнью и творчеством великого поэта – Адама Мицкевича. Путешественники проезжали через Столовичи, Колдычево, Городище, Тугановичи. Далее путь проходил через Ворончу, оз. Свитязь, имение Чомбров и заканчивался в Новогрудке.
По железной дороге или на автобусе из Барановичей можно было совершить путешествие, посвящённое национальному герою Польши – Тадеушу Рейтану. «Рейтановский маршрут» – небольшой по своей протяжённости, всего 28 км, проходил через Барановичи, Ляховичи и заканчивался в родовом имении Рейтанов – Грушевке.
Все, кто интересовался первозданной природой Полесья, бытом его жителей, хотел увидеть живописное озеро Выгановское, могли выбрать «Полесский маршрут». Преодолеть этот маршрут протяжённостью в 52 км, который проходил через Барановичи-Остров-Кривошиноз.Выгоновское, можно было железнодорожным, водным и гужевым транспортом.
В путеводителе, в разделе «Полесский маршрут», туристы, отправляясь в дорогу, могли прочитать полезную для себя информацию: «…лицам, отправляющимся в те местности, иметь с собой полное обеспечение, исходя из того, что по пути нет никакой возможности приобрести продукты питания, питьевую воду, одежду и средства защиты от насекомых».
«Слонимский маршрут» сочетал в себе знакомство с древним Слонимом и православной обителью в Жировичах, одной из старейших в регионе.
Небольшой Слоним – бывшая резиденция гетмана Великого княжества Литовского Михаила Огинского – привлекал к себе туристов своими многочисленными памятниками истории и архитектуры. В монастыре хранилась известная далеко за его пределами чудотворная икона Богоматери Жировичской. Проехать этим маршрутом протяжённостью 64 км можно было, отправившись из Барановичей поездом или автобусом.
Как видим, наш город в период 1920–1930-х годов был не только крупным транспортным и экономическим центром, но и важным пунктом многих туристических маршрутов.
Туристов Барановичей привлекали
Ирина САЙКО, старший научный сотрудник Барановичского краеведческого музея.