Попался? Плати!
5 декабря «НК» и отделение ГАИ Барановичского ГОВД решили провести совместный рейд. За рулем – инспектор дорожно-патрульной службы лейтенант милиции Александр Зеленкевич, на пассажирском сиденье – корреспондент «Нашего края».
Первый пошел…
Не проехав и 500 метров, Александр замечает первого нарушителя. В самом начале улицы Комсомольской останавливаем белый микроавтобус с минскими номерами. Водитель не пристегнут ремнем безопасности.
– Пройдите с документами ко мне в автомобиль, – просит инспектор ДПС.
В автомобиле ГАИ ведется видеорегистрация: фиксируется на цифровой носитель то, что впереди; фронтальная камера записывает происходящее в салоне.
Водитель Citroen Jumper на первый раз заплатит 0,5 базовой величины, что равняется 12 рублям 75 копейкам. А чего стоит испорченное настроение…
На зеленой зоне
Заезжаем в один из дворов на той же улице, правда, уже дальше от центра города. На зеленой зоне стоит несколько автомобилей.
Инспектор ДПС достает планшет, который есть в каждом патрульном автомобиле, и «пробивает» по номерам имя и телефон владельца.
– Добрый день, беспокоит вас инспектор ДПС Зеленкевич, – обращается к владельцу нового Volkswagen Polo Александр. – Ваша машина на зеленой зоне припаркована, а это нарушение. Нужно перегнать.
Владелец черного седана обещает в течение часа устранить неприятность. Поспешил сделать то же самое и собственник Toyota Carina, которой тоже понравилось делить зеленую зону с соседом по двору.
Административная ответственность за такое нарушение немаленькая.
– Мы понимаем, что во дворах старых многоэтажек проблема с парковочными местами, а для всех не оборудуешь – всё равно не хватит. Но и правила никто не отменял, – отмечает инспектор ДПС. – На первый раз – 1 базовая величина, второе подобное нарушение в течение года обойдется вдвое дороже.
Пассажир-пассажир!..
Направляемся на улицу Кирова. Лейтенант Зеленкевич уже заприметил своим профессиональным взглядом автонарушителя. Двигаемся за ним. Пассажир удобно устроился на заднем сиденье посередине и оживленно ведет беседу с водителем. С помощью проблескового синего маячка даем водителю Mersedes понять, что нужно остановиться у края проезжей части. В тот момент силуэт мужчины в красной куртке перемещается правее, а когда инспектор ДПС подходит к водительской двери, пассажир старается сделать вид, что был пристегнут.
За рулем женщина средних лет.
– А почему пассажиров перевозите не по правилам? – интересуется у нее Александр.
– Ой, так мы только отъехали, понимаете, вот-вот, только что. Мы его машину в ремонт сдали, я его подвожу, – объясняет водитель.
Протокол всё же составить пришлось: водителю – 0,5 базовой за то, что не убедилась, что пассажир пристегнут, и начала движение, плюс к тому техосмотра не оказалось.
А после досталось и пассажиру.
– Базовую? Может, не надо? – обращается к инспектору дорожно-патрульной службы мужчина.
– Сами водитель, так что же вы ее подставляете? – задает встречный вопрос Александр.
Каждому нарушителю он объясняет, где и как можно оплатить штраф: через ЕРИП, в банке или на почте.
– В течение месяца, – замечает лейтенант Зеленкевич. – Если придете позже, к вашему штрафу добавится еще 2 базовых. Итого: 76,50 рубля.
Наличные платежи инспекторы ДПС не принимают. «Рассчитаться на месте» или предложить сотруднику ГАИ взятку не получится: регистратор не только зафиксирует попытку на видео, но и запишет разговор. А за такие «предложения» ‒ и более серьезная – уголовная ответственность предусмотрена.
Пешеходы и переходы
Перебегающим улицу Фабричную встречаем 58-летнего мужчину с тортиком и фруктами. Александр Зеленкевич проверяет на планшете данные пешехода, проводит профилактическую беседу и предупреждает быть аккуратнее.
– Тут поблизости нет пешеходного перехода, – говорит Александр Константинович. – Но зато для водителей хорошо, конечно.
Хотя, признаться, не раз этот пешеход уже в качестве водителя привлекался к «административке» за нарушение скоростного режима. Скорость превышал и в этом году.
Это было экстремально
Рейд проходит спокойно: все участники дорожного движения, нарушившие правила, относятся к нашей работе с пониманием, осознают, что виноваты.
У водителей, которые хорошо знакомы с ПДД и не нарушают их, общение с госавтоинспектором не оставляет неприятных эмоций
Только подъезжаем к площади Ленина, как Александр включает маячок, звуковой сигнал, резко разворачивается, увеличивает скорость, чтобы догнать бус белого цвета. Чувствую себя как на экзамене по экстремальному вождению. Инспектор ДПС говорит, что тоже с удовольствие прошел бы такие курсы, но «с опытом это само приходит». Ford не останавливается, и сотрудник ГАИ вынужден в громкоговоритель назвать госномер автомобиля и приказывает водителю немедленно остановиться слева по ходу движения.
Микроавтобус останавливается, мигает «аварийка». Из-за руля выходит седоватый мужчина.
– Забыл уже, когда меня ГАИ останавливала, – замечает мужчина. – А ничего, что мы на полосе для автобусов остановились?
– Так вот поэтому проезжайте немного вперед и становитесь до знака «Остановка запрещена», – говорит Александр. – И нужно по первому требованию сотрудника ГАИ останавливаться, чаще смотреть в зеркала.
Мужчина надел шапку и сел в автомобиль госавтоинспектора. «Перебили все планы…» Ну что ж – щелкнул бы ремнем, ехал бы спокойно. А тут и время потерял, и деньги…
Сколько нарушителей поймала Барановичская ГАИ за 11 месяцев? Где чаще всего паркуют не по правилам свои транспортные средства водители? О чем говорит официальная статистика, фиксирующая ДТП с пострадавшими и погибшими? Об этом и многом другом читайте в одном из ближайших выпусков «НК».
Ольга Шарапо
Фото автора