«Если из Мира ехать по улице Жуховицкой, то дальше мы бы прибыли во владения князя Константина Радзивилла, где увидели бы чудный сад, красивый и интересный во многих отношениях дворец. Встретившись же с хозяином, легко убедиться в знаменитой радзивилловской гостеприимности». Такая запись встречается в дневнике известного белорусско-польского поэта, краеведа, историка литературы и переводчика Владислава Сырокомли. Эти строки – о деревне Полонечке.
И сегодняшнее путешествие «Нашего края» на северо-запад Барановичского района именно в этот населенный пункт.
Белорусский Парнас
Полонечка имеет богатую историю. Согласно летописям, она известна с 1428 года как владение Ульяны Гольшанской – жены великого князя литовского Витовта. За века, безусловно, менялись владельцы местечка: Рудомины-Дусяцкие (шляхетский род герба «Трубы»); Сесицкие (шляхетский род герба «Голова буйвола»). В 1704 году имение в качестве приданого принесла своему мужу Михаилу Антонию Радзивиллу, правнуку знаменитого Радзивилла Сиротки, Марцианна Сесицкая.
Настоящей культурной столицей края Полонечка стала при Матее Радзивилле, который с 1773 года сделал имение своей резиденцией.
Когда-то дворцово-парковый комплекс включал двухэтажный дворец с флигелями, красивый парк с живописной системой водоемов, часовню-усыпальницу, оранжерею, въездную браму, мельницу и другие постройки. Дворец соединялся с флигелями крытыми галереями с высокими «французскими» окнами.
Главным декоративным элементом центральной части парадного и паркового фасадов были оригинальной формы гермы (четырехгранные колонны, завершенные скульптурным изображением головы древнегреческого героя или философа).
Матей дружил с Каролем Станиславом Радзивиллом, прозванным Пане Коханку. Кароль не раз бывал в Полонечке. А в 1777 году в местечке гостил известный русский литератор, писатель, автор знаменитого «Недоросля» Денис Фонвизин. Ходили легенды о том, как после обильных застолий Фонвизин и Пане Коханку выходили охотиться на местных красавиц.
Композитор и драматург
По просьбе Пане Коханку в честь визита в 1784 году короля Станислава Понятовского в Несвиж Матей написал оперу «Агатка, или Приезд пана». Хотя сюжет произведения был незамысловат (история любви крестьянской девушки и простого деревенского парня), опера пользовалась большой популярностью в Беларуси и Польше до конца 1820-х. Матей Радзивилл также был автором многочисленных полонезов, мазурок, сонат и серенад. Большая часть его музыкального наследия сохранилась до наших дней.
Второе рождение
После смерти Матея Радзивилла в 1800 году его владения отошли детям – Константину и Антонине. В начале XIX века Полонечка пережила второе рождение. Константин значительно перестроил дворцово-парковый ансамбль. В итоге здесь появился дворец, архитектурный стиль которого напоминал резиденцию Тривулзино на озере Кома неподалеку от итальянского города Белладжио.
При Константине Полонечка осталась важным культурно-просветительским центром. С визитами сюда заезжали не только окрестные помещики, но и известные политические и культурные деятели того времени.
Занимался Константин и научно-исследовательской деятельностью. В «Статистическом очерке Новогрудского уезда» и «Этнографических сведениях о жителях Новогрудского уезда» он собрал уникальный материал по этнографии белорусов, описал их одежду, основные обряды, фольклор, составил небольшой словарь «местных слов».
После смерти Константина Радзивилла в 1869 году Полонечка перешла к его сыну, но жить он там не захотел. Все ценности из резиденции отца перевез в Польшу. В 1876 году в Полонечке побывал Наполеон Орда, он запечатлел усадьбу на своем рисунке.
Во время Первой мировой войны Полонечка оказалась в прифронтовой полосе. Здесь в госпитале хирургом служил будущий светила советской медицины Иван Руфанов. Впоследствии, уже в клинике в Москве в 1943 году, именно он первым стал применять пенициллин для лечения раненых.
Владели поместьем Радзивиллы до 1939 года.
В годы Великой Отечественной войны дворец был сильно поврежден, потом его восстановили. В первые послевоенные годы здесь размещалась школа-интернат, потом до 1999 года – средняя школа.
В поисках инвесторов
Здание бывшего дворца неоднократно выставляли на аукцион, однако желающих восстановить его пока не нашлось. Кстати, начальная цена историко-культурной ценности уже понижена на 80% и составляет 19 210 рублей 72 копейки. Среди условий конкурса – заключение договора на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию (реставрацию) объекта в течение 45 дней с даты подписания акта приема-передачи объекта; проведение его реконструкции (реставрации) в сроки, предусмотренные проектно-сметной документацией; подписание в Министерстве культуры охранного обязательства на историко-культурную ценность; использование объекта в течение трех лет с момента ввода в эксплуатацию.
Юрьевский костел
Еще одной достопримечательностью Полонечки является красивейший костел. Он размещается в центре деревни, недалеко от бывшего дворца Радзивиллов. Первый храм в местечке был построен в XV веке, в XVIII был перестроен. Когда-то здесь крестили Игната Домейко – будущего национального героя Чили, выдающегося ученого и просветителя, уроженца деревни Медвядки, что в соседнем, Кореличском районе.
В 1826 году за счет князя Константина Радзивилла костел отремонтировали и перестраивали. Еще раз костел был перестроен в 1899 году по проекту варшавского архитектора Константина Войцеховского.
Орган для костела изготовили в Вильне в 1897 году. Интерес представляет также резной деревянный алтарь с коринфскими колоннами с семью иконами XVIII – XIX веков. Среди местных жителей ходит легенда, что одна из икон чудотворная, поскольку спасла деревню от фашистов, которые грозились сжечь всё в округе.
Здесь даже дышится иначе…
Янина ЖУКОВСКАЯ:
– Родилась я на соседнем с Полонечкой хуторе. Семья была большая – восемь детей. Хоть родители были простыми людьми, всего по нескольку классов окончили, старались всем нам дать образование. А еще мама и папа были верующими и нас воспитывали в этом духе. В школу ходили в Полонечку за шесть километров. Сама работала и жила в Барановичах, а на пенсии перебралась в родную деревню. Здесь даже дышится по-другому, в отличие от города. Особенно хорошо летом: деревня словно оживает, дачники, дети на каникулах.
Маргарита КУРЧЕНКОВА:
– Всю жизнь прожила в деревне. К сложной работе была приучена с детства. Помогала отцу и косить, и пахать. Работала в колхозе, причем одиннадцать лет – на тракторе. А когда родился сын, муж запретил баранку крутить. Сказал: что ты в мазуте ходить при малом дитяти будешь? Но к технике у меня всегда тяга была. Вон недавно свет в сарай сама провела. Стараюсь по возможности и огород посадить, и закатки делаю. Деревня, конечно, раньше была большая, сейчас меньше людей. Хорошо, что есть у нас храм, где и помолиться можем, и встретиться с односельчанами.
Янина КИСЕЛЬ:
– Родом я из деревни Баратино. Окончив институт иностранных языков, по распределению попала в Слонимский район, где отработала год. С 1979 года работала в Вольновской средней школе, а жила в Полонечке, куда вышла замуж. В 1988 году перешла в школу в Полонечке, где и работала до пенсии. В школе, конечно, раньше было больше детей, чем сейчас. Как педагог горжусь своими выпускниками, которые пошли по моим стопам. За эти годы деревня, безусловно, стала родной. Здесь живописные места, богатые историей.
Инна ГОНЧАР