Наверх

Между жизнью и искусством

20.07.2013 282 Наш край

Накануне юбилейной даты со дня рождения поэта-классика советской эпохи Владимира Маяковского московский журналист в телевизионном интервью спросил у одного из известных зарубежных актеров-трагиков: «Скажите, Джонни, а что бы вы еще хотели увидеть в нашей стране?» И услышал: «Хотел бы увидеть исторические места, связанные с жизнью Федора Достоевского, а еще сыграть роль вашего Маяковского – это потрясающей силы поэт».

Не знаю, кто как из телезрителей, а я был восхищен таким откровением заокеанского гостя. И невольно подумалось, что имя Маяковского никогда не сотрется в памяти потомков, не затеряется в веках – подлинный талант не знает границ в пространстве и времени. 

Владимир Маяковский, вне всяких сомнений, – поэт-великан. В прямом и переносном смысле. «Лицом Володя похож на мать Александру Алексеевну, а сложением, манерами, голосом – на отца, высокого, широкоплечего», – вспоминала старшая сестра поэта Людмила Владимировна.

И на поэтическом Олимпе Маяковский по праву соседствует с классиками – Пушкиным, Лермонтовым, Блоком, Некрасовым…

На долю поэта-трибуна пришлась эпоха социалистической революции, и он был до конца предан ей могучим словом и делом.

Творчество Маяковского масштабно и многогранно. Он – историк, драматург, лирик, сатирик, публицист. Но, в первую очередь, – реалист ХХ века. По его произведениям можно изучать все важнейшие события 20-х годов прошлого столетия. И отнюдь не случайно, что не одно наше поколение начинало знакомство с Маяковским еще со школьной скамьи. Все мы помним его «Левый марш», «Нате!», «Послушайте!», поэмы «Хорошо» и «Владимир Ильич Ленин»… А потрясающая сатира Владимира Маяковского – стихотворения «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Взяточники», «Фабрика бюрократов»!.. Согласитесь, она и по сей день не утратила своей  актуальности.

Творческие темы Маяковский черпал из своих многочисленных поездок, из встреч с рабочими, шахтерами, строителями, воинами армии, флота. За один лишь 1927 год календарь его выступлений в городах страны насчитывает 112 встреч, из которых одна состоялась в Витебске (26 марта) и три (27–29 марта) в Минске.

Кстати, в своем очерке «Поверх Варшавы» Маяковский пишет: «Сажусь в варшавский поезд… Какая-то станция, кажется, Барановичи. Поезд стоит минут 10. Подхожу к киоску за русскими эмигрантскими сочинениями. У киоска остолбеневаю. Лежит «Нива». «Нива» самая настоящая: буквы в цветочках, слева – семейства, читающие «Ниву», справа – амурчики, поливающие «Ниву» из лейки» (Авт. – чтоб «Нива» росла и цвела). Издание – Рига, год 1927-й. И даже дань времени: «Нива» называется «Новой»…

Есть еще одна потрясающая особенность в стихах Маяковского. В гамме звуков трубного баса поэта-трибуна глубоко таится доверительная и притягательная лирика. Недаром «расчувствовавшийся Горький обплакал мне весь жилет», – вспоминает Маяковский о том, как читал ему части «Облака».

Многотомный багаж творческого наследия Маяковского является достоянием мировой культуры. В первой трагедии – «Владимир Маяковский» – первым исполнителем роли Маяковского являлся сам автор. «Играя самого себя, – вспоминал современник, – поэт перекидывал незримый мост не только между лирикой и драмой, но и  между жизнью и искусством».

Не знаю, как бы сыграл роль «потрясающей силы поэта» заокеанский Джонни, только я точно знаю, что он к нему навсегда неравнодушен.



  • Мы в социальных сетях: