Наверх

Лариса Сартакова: «Спектакль – как ребенок»

30.01.2016 414 Наш край

sartakovaБарановичи вновь громко заявили о себе в Бремене театральной победой. Образцовый театр-студия «Параллель» Дворца детского творчества на международном фестивале «Kultur on Tour» в Германии, кроме первого места, взял едва ли не все творческие награды.

В чем сила «победоносного» спектакля «Медея» расспросили мы режиссера «Параллели» Ларису САРТАКОВУ.

– Чем так привлекателен сегодня древнегреческий сюжет, что вы вдруг решили обратиться к нему? Это первый опыт для «Параллели»?

– Да, мы впервые обратились к античному сюжету. Почему произведения древних греков интересны до сих пор, спустя многие столетия? Потому что они поднимали общечеловеческие проблемы. Вот и Кельнская высшая театральная академия, которая участвовала в фестивале, обратилась к «Трое»: тема локальных войн, к сожалению, до наших дней не утратила актуальности. Нам ближе «Медея» в интерпретации драматурга Людмилы Разумовской: это спектакль об ответственности друг за друга, о любви и предательстве. Вечная тема, актуальная сегодня, да и всегда. «Медея» Разумовской, хотела бы заметить, отличается от «Медеи» древнегреческого драматурга Еврипида.

– И чем же?

– Она отличается так же, как женский взгляд на мифологический сюжет отличается от мужского. У Разумовской один герой очень сильный, другой – очень слабый, но оба становятся заложниками обстоятельств. Драматург их не оправдывает, но и не обвиняет. Медея предстает не монстром, а живой страдающей женщиной, которая оказалась в жестких условиях. Как остаться человеком даже в самой нечеловеческой ситуации – та сверхзадача, которая объединяет все наши спектакли. Это бывает гораздо сложнее, чем совершить подвиг. Подвиг – вещь спонтанная.

– Но у Медеи выйти достойно из испытаний не получилось. В чем тогда моральная сила античного сюжета – недаром он стал классическим?

– Каждый решает для себя, можно ли оправдать Медею. А вообще театр существует не для того, чтобы обвинять или оправдывать. А для того, чтобы зрители задумывались, как поступили бы они сами на месте героев. После премьеры в Барановичах позвонила моя приятельница. Призналась, что провела много параллелей между психологией героев и своей, а также психологией своих знакомых.

– Страсти в древнегреческом сюжете кипят не детские. Как решились взяться за такую непростую даже для понимания взрослых пьесу, и по плечу ли она оказалась юным актерам?

– Нужно всегда идти впереди себя, соревноваться прежде всего с собой. Очень просто поддаться искушению пойти по накатанному, но на том оканчивается и развитие. Было трудно и вместе с тем интересно. Тот накал страстей, который свойствен вечным античным пьесам, в современной драматургии найти сложно. Когда решили взяться за «Медею», то шутили, обращаясь к ребятам: «Мы вас бросаем под танк» (улыбается). Но, к счастью, танк их не раздавил. Факт, что «Параллель» увезла из Бремена почти все актерские дипломы, говорит о том, что этот непростой сюжет оказался актерам по плечу. Девочки впервые побывали на таком фестивале, это были первые их главные роли (до этого работали в массовке), и для них успех был большим потрясением.

А вообще, спектакль – он как ребенок. Поставить его – полдела. Он родился, но должен всё время расти. В том и ценность драматургии, что она позволяет глубоко копать, искать с каждым выходом на сцену новые грани в образе, проблеме.

– Познакомьте, пожалуйста, читателей с актерами. Сколько им лет?

– У нас были сразу три Медеи: собственно героиня, а также две ее стороны: светлая – любовь и темная – ревность, которые постоянно борются друг с другом и разрывают ее на части.

Медея в исполнении Кристины Дзеник (ей 17) была признана жюри лучшей женской ролью первого плана. К успеху мы шли через слезы. Характер актрисы, очень сильный, позволил добиться, чтобы эта роль состоялась. За лучшую женскую роль второго плана отмечена 15-летняя Ирина Дерман (Медея-ревность). Кирилл Жолнеревич поехал в Бремен на фестиваль в четвертый раз, и в четвертый раз привез диплом за лучшую роль первого плана. Кирилл играл и романтического героя, и слепого, а сейчас сыграл Ясона – человека, который сильно жаждет власти и готов всем поступиться, лишь бы ее получить. Каждый образ, как видите, совершенно не похож на предыдущий. Женя Басалай дважды получал диплом за лучшую роль, в этот раз номинировался, но награды не получил. Тем не менее жюри его очень хвалило и совсем не зря по-доброму прозвало его Артист Артистович.

Непросто пришлось и нам, постановщикам: вроде бы глубоко в подсознании всё ясно, но как превратить идею в визуальный ряд? Как показать безмерное отчаяние, чтобы не переиграть? Мы решили сделать это через танец. Так что спектакль у нас вышел синтезом драмы и хореографии. Недаром диплом «Лучшее хореографическое решение спектакля» также достался «Параллели», точнее, ее хореографу Ольге Скоморох. Как сказала о спектакле «Параллели» представительница судейской комиссии, немецкая актриса русского происхождения Гала Вермеер, которая играла и Эдит Пиаф, и Мата Хари: «Именно таким и должен быть театр».

– Кто еще был в жюри, наверняка знаменитости?

Яна Лисовская, выпускница МХАТа курса Олега Ефремова. Если кто-то помнит фильм «Любовь и голуби», она играла в нем старшую дочку Людку. Мария Куракина, вице-президент ассоциации русских театров в Германии, педагог и руководитель театра «Мастер». Председатель жюри Мек Беков – режиссер, владелец продюсерского центра. Один из самых интересных представителей жюри скрывался под творческим псевдонимом Арнольд. Церемония награждения, благодаря ему, происходила необычно. Номинации не назывались – их показывал через пантомимы Арнольд, а зал угадывал. Это было целое шоу.

– В чем заключалась главная сложность творческого соревнования?

– Сложнее всего было спектакль поставить (улыбается). Хотя были и другие сложности. Переживали за актеров, которые впервые приехали на такой фестиваль: чтобы не запаниковали, в полной мере показали свой талант. Своя сложность была и в том, что сцена оказалась чуть ли не наполовину меньше нашей – пришлось перестроиться. Нелегко было и потому, что от нас в Бремене уже ждут результата, там даже своя зрительская публика сложилась. Проще приехать серой лошадкой, которую никто не знает. А прошлый успех – экзамен, ты не должен обмануть ожидания, ты должен их превзойти.

– Помню, и прежде не раз писал об успехах «Параллели» на этом фестивале. Теперь Барановичи в Бремене, наверное, все награды взяли?

– Все, кроме одной. Диплом за лучшую мужскую роль второго плана уехал в Питер.

Виталий ГЕРЦЕВ.

 



  • Мы в социальных сетях: