Наверх

Проект «НК» «Эта память всей земле нужна». Булдыгин Григорий Макарович

22.03.2022 826 Наш край

Букет сирени

foto-2.jpg

Запах сирени весенним ранним утром завораживает. Свежесть, приятная, нежная сладость манит в этом цветке…

Кусты сирени густо разрослись вдоль забора деревенского деревянного дома, даже в палисаднике вырос куст белой сирени. Прижилась здесь сирень. Полюбила она этот уголок, эту землю. Откроешь утром окно – и в доме слышно пенье птиц, негромкий разговор людей, спешащих на работу, и запах сирени. Немного прохладный после ночи воздух с ароматом сирени, освежающий, а иногда смешанный с запахом печного дыма. Ведь день в белорусской деревне начинается с треска поленьев в печи, с кипящих в ней чугунков. Сладковатый запах сирени со вкусом горечи…
 
Такой же, с горечью, была и жизнь хозяев этого дома: Булдыгиных Григория Макаровича и Нины Куприяновны, проживавших в деревне Заболотье Барановичского района Брестской области.

Издавна повелось, что в деревне люди примечали черты характера своих односельчан и потом давали им свои «имена»: иногда смешные, иногда называли обидно за глаза. В деревне Григория Макаровича и Нину Куприяновну называли Макарович и тётка Нина. Редко в деревнях людей называли по имени-отчеству, но Григория Макаровича звали именно так – Макарович. Может потому, что был бравым русским танкистом, который  приехал в деревню после войны и остался тут навсегда. Может потому, что был трудолюбив: любая работа спорилась в его руках. А Нина Куприяновна была местной жительницей, и её все знали. Она очень любила сирень, всегда ставила её в букет, даже сушила. Называла её по-своему: бэз. Односельчане также рвали сирень. Нина Куприяновна не жалела: «Берите, на следующий год цветки крупнее будут». Не зря говорится: «Чем больше отдаёшь, тем больше получаешь». И действительно, природу не обманешь, не получится. У неё свои законы – законы щедрости и доброты.

В послевоенные годы семья Булдыгиных жила, как и все: ремонтировали дом, держали домашнее хозяйство, работали в колхозе – трудились от зари до зари. Но перед тем, как начать свою семейную жизнь, эти люди выдержали испытание… Испытание войной, испытание верностью прежде всего самим себе, своей совести. Выдержали тревоги, голод, ранения, пытки, потерю близких людей.

Григорий Макарович и Нина Куприяновна – бывшие ветераны… Бывшие потому, что ушли навсегда больше десяти лет назад, оставив о себе достойную память и пример для подражания молодому поколению.

buldygin.jpg

Булдыгин Григорий Макарович родился 20 января 1918 года в деревне Лески Навленского района Брянской области в семье крестьян. Жизнь в те годы была трудной, а семье, где нет отца, жить было ещё тяжелей. Григорий Макарович был единственным мужчиной в доме для матери и трёх сестёр. Приходилось много трудиться, чтобы прокормить себя, сестёр и мать. Казалось, детства не было совсем, не было неугомонных детских игр, весёлых забав. Окончив четыре класса в 1930 году, совсем юным парнем пошёл работать. Очень любил технику, хотя в колхозе её было мало. Со временем стал шофёром. Валентина, Галина, Мария очень любили брата и гордились им, а мать просила у Бога здоровья всем своим детям, но особенно молилась за сына, за надёжную опору в жизни.

26 сентября 1939 года Булдыгин Г.М. был призван служить в ряды Красной армии. Попал в 18-й отдельный учебный танковый батальон легкотанковой бригады, стал курсантом.17 ноября 1939 года принял военную присягу и стал механиком-водителем. Ему нравилась служба, хотя душа болела о своих родных: как они. В мечтах даже было стать военным и как-то помогать семье. Но война распорядилась по-своему…

Булдыгин Григорий Макарович на войне был с первых её дней и до последних: с июня 1941-го и по май 1945 года. Он участвовал в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в составе 70-го отдельного танкового батальона с января 1941 года по февраль 1942-го, в составе 16-го отдельного танкового батальона с февраля 1942 года по февраль 1943-го. Принимал участие в битве на Курской дуге, где был контужен. Длительное время находился на лечении. В составе 35-й механизированной бригады 1-го Красноградского механизированного корпуса под командованием генерала Кривошеева участвовал в освобождении города Барановичи и Барановичского района. Танкист-водитель на американском четырёхместном танке «Валентайн» шёл с боями из Жлобина через Синявку, Столовичи, Домашевичи. Батальон вышел в район Центрального вокзала г. Барановичи. Из города взвод, в котором служил Григорий Макарович, под командованием Сиволапова был направлен на освобождение деревень Петревичи, Новая Мышь, Козлякевичи, Лебежаны, Заболотье.В бою за деревню Заболотье танк был подбит. Снаряд попал в башню, и её свернуло. Ударной волной весь экипаж выбросило из машины, но, к счастью, все остались живы, хотя потеряли сознание. Некоторое время Григорий Макарович, как водитель боевой машины, находился в деревне Заболотье, так как не имел права оставлять технику. Экипаж машины последовал дальше, ведь запасные танки вместе с водителями шли следом. А Григорий Макарович, как водитель, ждал распоряжений  о ремонте танка. Через некоторое время танк погрузили на платформу и увезли на ремонт в город Барановичи. Оформив все документы, Григорий Макарович получил новый танк Т-34 и оказался в составе 59-й гвардейской бригады 8-го танкового полка. Ему было присвоено звание «Гвардии старшина».

28 февраля 1944 года был ранен в плечо осколком снаряда и вторично контужен. Чудом остался жив. Длительное время находился на лечении в городе Штетин. После выздоровления с боями дошёл до Кенигсберга.

Сразу после окончания войны вся их бригада погрузилась в эшелоны и была направлена в окрестности города Читы. Прибыв на станцию Борзя, солдаты выгрузились, получили в руки русско-монгольские словари, распределились по машинам и в составе 75-й гвардейской мотодивизии роты технического обеспечения 1342в. танкового полка стали освобождать Монголию.

15мая 1946 года Булдыгин Григорий Макарович был демобилизован из рядов Советской армии и вернулся на родину, в деревню Лески. Родные, к счастью, все были живы, но боль комом стояла в горле от нищеты и разрухи. Помощь была нежданной. В Белоруссии, в деревне Заболотье, где некоторое время жил танкист, его помнили. А черноглазая девушка Нина, которой приглянулся боец, ждала его возвращения. И он приехал в деревню Заболотье. Семья Нины Куприяновны оказала помощь родным Григория Макаровича, звала всех к себе. Он отвёз продукты родным и вскоре вернулся обратно в Белоруссию. Так появился в белорусской деревне бравый русский солдат-танкист.

Булдыгин Григорий Макарович работал шофёром, долгое время возил третьего секретаря обкома партии Дмитрия Барыкина. А затем уже до самой пенсии работал в совхозе «Искра» трактористом. Но родные места не забывал. Каждый год ездил навещать мать и сестёр. Сёстры с семьями также навещали брата, радовались за него.

В результате ранений и контузий в годы Великой Отечественной войны у былого солдата с каждым годом ухудшалось зрение и слух. Он стал инвалидом 2-й группы.

Булдыгин Григорий Макарович умер 10 сентября 2005 года. Похоронен русский танкист в белорусской земле, в деревне Заболотье.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны Булдыгину Григорию Макаровичу вручен орден Отечественной войны 1-й степени. Он награждён был орденом Славы 3-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью Жукова, в честь 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов вручен знак «Ветеран войны 1941-1945 гг.», также награждён юбилейными медалями.

buldyginy.jpg

Булдыгина (Тишко) Нина Куприяновна  родилась 12 декабря 1924 года в деревне Заболотье Новомышского района Барановичской области в семье крестьян. В семье было пятеро детей: двое сыновей и три дочери. И родители, и дети трудились на своей полоске  земли. Нина Куприяновна была самой младшей, но очень ловко справлялась с любой работой: по дому, по хозяйству, в поле. Она умела прясть, ткать, шила и очень хорошо вязала.

Про войну, про себя Нина Куприяновна не любила рассказывать, только часто повторяла: «Не хотела б, детки, чтоб вы пережили то, что пришлось пережить мне. Пусть Бог сбережёт вас».

В годы Великой Отечественной войны она  проживала вместе с родителями в своей деревне, работала в своём хозяйстве. Семья Нины Куприяновны оказывала помощь партизанам продуктами. Вместе с матерью Прасковьей Никифоровной и сёстрами девушка пекла хлеб и передавала в лес партизанам. Нина Куприяновна  была и партизанской связной. «Когда шла на задание или возвращалась, было страшно. Казалось, что сердце выскочит из груди. Так оно сильно стучало», – признавалась Нина Куприяновна. Но провалов в её операциях не было. Казалось, невидимый ангел взял её под своё крыло и оберегал.

Однако в марте 1944 года по доносу полицая Нина Куприяновна была арестована немцами за связь с партизанами и отправлена в тюрьму города Барановичи, где подвергалась пыткам и допросам. После была направлена в концлагерь «Колдычево». Пробыв в концлагере около месяца, была освобождена советскими войсками в апреле  944 года.

Старший брат Нины Куприяновны, Тишко Иван Куприянович, в 1941 году ушёл на фронт, а через некоторое время пришло известие, что пропал без вести. Другой брат, Тишко Александр Куприянович, в годы Великой Отечественной войны был также на фронте.

Булдыгина (Тишко) Нина Куприяновна умерла 30 декабря 2007 года. Похоронена на родине, в деревне Заболотье.

Цветёт сирень. Яркими нежно-фиолетовыми и белыми цветками наполнен двор дома. Кусты разрослись на славу. Они радуют проходящих и проезжающих мимо людей. Сладковатый аромат сирени плывёт по околице...

buldyginy-1.jpg

Запах сирени – запах трепетных и волнующих воспоминаний о приблизивших Победу людях.

Вероника ИВАНОВСКАЯ

«Наш край» запускает проект «Эта память всей земле нужна» в Год исторической памяти и приглашает читателей и всех желающих принять в нем участие.

Присылайте военные фото из своего семейного архива на info@nashkraj.by. Обязательно подпишите, кто изображен и где происходили события, а также несколько слов о своем ветеране.

 





  • Мы в социальных сетях: