Наверх

Боевая группа «Крепость»

05.06.2020 1299 Наш край
В окрестностях Войковичей в память о 100-летии со дня начала Первой мировой войны в 2014-м году была установлена небольшая часовенка

Массивные железобетонные доты, спрятавшиеся в лесу окопы, взрывоопасные находки, которые земля каждый год выталкивает на поверхность...

Очередное путешествие «Нашего края» – в окрестности деревни Старые Войковичи и агрогородка Арабовщина, которые и поныне хранят следы Первой мировой войны.

Знаки небесные

Всего четверть века разделяли даты начала двух самых кровопролитных, тяжелых и масштабных войн в истории человечества. И ни одна из них не обошла стороной наши земли. На территории современной Беларуси проходил российско-германский фронт, где с обеих сторон было сосредоточено не менее 2,5 миллиона  человек. В российскую армию было мобилизовано свыше 800 тысяч белорусов, примерно каждый восьмой из них погиб на фронтах Первой мировой.

Историк Ирина Дубейко в своей книге «Забытая война» приводит воспоминания учителя Городищенской школы Владимира Томко о природных явлениях, которые предвещали начало Первой мировой: «Былі ж у гэтым годзе і знакі нябесныя, Боскія: зорка з хвастом і зацьменне сонца – папярэджанне людзям».

Люди всячески помогали фронту. В церковной летописи Вольно-Черниховского прихода сохранилась следующая надпись, которую в своей книге приводит Ирана Дубейко: «Церковный староста Ефимий Поляк усердно и ревностно собирал пожертвования на Красный Крест и на нужды воинов. Комитетом или церковным попечительством внесено за август 1914 г. на Красный Крест 25 руб., а за сентябрь – 20 руб. 25 коп. Кроме того, собрано среди прихожан 450 пар белья в качестве пожертвования для воинов и сшито из пожертвованного холста матушками и девушками-прихожанками 50 пар белья и дюжина полотенец. В 1914 г. вследствие сильной засухи яровые посевы были очень слабы, сена заготовили очень мало. Только озимая рожь была вполне удовлетворительной. Для крестьян нашей местности год этот тяжелый, так как цены на всё по случаю войны чрезвычайно высокие».

На Западном фронте без перемен

Во время Первой мировой войны Барановичи стали важным стратегическим центром Российской империи, поскольку являлись узлом главных путей как на Запад, так и на Восток. Здесь и в окрестностях с самого начала войны сконцентрировались крупные военные силы. С сентября 1914 по 8 августа 1915 года в местечке, тогда уже с 30-тысячным населением, размещалась Ставка Верховного Главнокомандующего российской армии, где неоднократно бывал император Николай II.

Летом 1915 года обстановка на фронте сложилась не в пользу российской армии, началось так называемое великое отступление.

В 1916 году союзники потребовали у русских провести наступательную операцию. Как пишет Ирина Дубейко, главный удар планировалось нанести в юго-западном направлении силами 8-й армии на Луцк против 4-й австрийской армии Линзингена. Западный фронт должен был поддержать наступление в районе Молодечно и Вильно силами 4-й и 10-й армий.

Но вскоре главный удар Западного фронта было решено нанести под Барановичами. Эта перемена направления оказалась непродуманной. Ведь с сентября 1915 по июнь 1916 года немцы смогли основательно окопаться, построить солидные подъездные пути и оборонительные сооружения.

«Создав в районе Барановичей и Новогрудка на рубеже рек Щара, Сервечь и Неман громадный укрепленный район, германцы надежно обеспечили стык своих армий севернее Полесья, – так писал российский военный деятель Виктор Оберюхтин в своем военно-историческом очерке «Барановичи. 1916 г.». – Создание сильных укрепленных полос с бетонными убежищами, проволочными заграждениями и перекрестной пулеметно-артиллерийской обороной давали гарантию успешного удержания фронта до прибытия, в случае надобности, подкрепления».

Приведем еще несколько примеров того, насколько мощной была линия обороны германцев: «…На самой высоте – бетонные блиндажи и ходы сообщения, а на обратном скате – окопы. Разведкой точно было установлен подвоз рельс для железобетонных работ. Высота производила впечатление крепости. При ее усиленном обстреле русской артиллерией с 2 по 6 июля 1916 года 300 бомб, выпущенные по проволоке, не произвели никакого впечатления, и в немецких блиндажах даже играл граммофон; в Столовичском районе части 81 пехотной дивизии, под покровом тумана, от Войковичей скрытно подошли к германским позициям у «Болотного Холма» и захватили его. Однако атака на основные неприятельские позиции успеха не имела; пришлось остановиться у препятствий».

Российская армия несла огромные потери, а результата не было никакого.

«Как всегда слишком много надежд возлагалось на дух войск, их лихость, отвагу и на «случай», – писал Оберюхтин. Командование сознавало свое тяжелое положение, чувствовало, что в войсках не только нет желания драться, а наоборот, в них кипит недовольство и ненависть к войне.

К концу августа пошли дожди, долины рек Сервечь и Щара стали труднодоступными, дальнейшие атаки русских были прекращены...

Тайна трех крестов 

vojkovichi _1.jpg

В окрестностях Войковичей на окраине леса высится уникальный монумент. Местные жители называют его «три креста». На массивном бетонном постаменте возвышается орел, рядом тянутся в разные стороны три креста.

В одном из польских туристических путеводителей написано, что этот памятник сооружен в конце 20-х годов прошлого века. Его возводили солдаты 78-го пехотного и 26-го уланского полков Войска Польского, расквартированных в то время в Барановичах. На лицевой части цоколя были когда-то прикреплены два меча, которые символизировали братство по оружию рыцарей Речи Посполитой – литвинов и поляков. А на боковой стороне цоколя – металлическая табличка со словами: «В честь трех походов рыцарей Речи Посполитой».

Кресты символизируют три похода поляков на Восток: первый – во время русско-польской войны 1609–1618 годов, второй – с армией Наполеона в 1812 году, а третий – в ходе польско-большевистской войны 1919–1920 гг.
В то же время существует версия, что у монумента немецкие корни и он имеет отношение к событиям, которые произошли здесь в 1916 году во время Первой мировой войны. А уже в 1920-х годах памятник поляки просто немного доработали и переиначили.

«Крепостью нам будет каждый порог»

После подписания Рижского мирного договора в марте 1921 года Западная Белоруссия вошла в состав Польши. В 30-х годах ХХ века поляки начали строить свои оборонительные рубежи. Практически в то же время и советская сторона в сотне километров на восток возводила Минский укрепрайон.

Линию укреплений на восточной границе поляки разделили на шесть участков армий: «Вильно», «Лида», «Барановичи», «Полесье», «Волынь» и «Подолье».

В районе участка «Барановичи» в полосе обороны сохранились немецко-австрийские фортификационные сооружения, многие из которых были модернизированы поляками.

Если пройтись по лесу в районе Арабовщины и Войковичей, то на пути постоянно попадаются долговременные огневые точки. Кое-какие из них разрушены, а некоторые сохранились в более-менее хорошем состоянии. Одна из таких – боевая группа «Крепость». Именно эта немецкая позиция Первой мировой войны была в свое время модернизирована польскими инженерами. Здесь увеличена толщина стен, переоборудованы боевые казематы, построены бетонные галереи, которые связывали между собой все сооружения. На внешней стене одного из казематов надпись: «Twierdzą nam będzie każdy próg» («Крепостью нам будет каждый порог»). Это цитата из польской патриотической песни «Клятва».

Когда в 1939 году произошло воссоединение Западной Белоруссии с БССР, ни в одном из укреплений воинов не было, все подразделения польской армии были переброшены на западный фронт. А доты и по сей день остались безмолвными очевидцами событий тех лет.

vojkovichi _3.jpg

Инна Гончар




  • Мы в социальных сетях: