Наверх

19 января – Крещение Господне

19.01.2016 334 Наш край
Фото Бориса НОВОГРАНА
Фото Бориса НОВОГРАНА

Праздником Рождества Христова начинается в церковной жизни особый период, именуемый Святками. В это время отменяется пост, христиане торжественно празднуют пришествие в мир Христа Спасителя. Завершающим событием этого святочного периода является праздник Крещения Господня, или Богоявления.

И хотя сами исторические события Рождества и Крещения Иисуса Христа разделены друг от друга периодом в тридцать лет, они все равно празднуются вместе, так как теснейшим образом связаны между собой.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – великое непостижимое человеческим умом таинство Боговоплощения, умаление, обнищание Бога, нисшествие Его на землю для того, чтобы человека возвести на небо, вернуть домой.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – собственно начало евангельской спасительной проповеди Спасителя, начало Его первосвященнического служения, начало крестного пути Христа, в конце которого Голгофа, Крест и Воскресение.

В основу праздника положены следующие евангельские события. К моменту начала проповеди Христа явился в иудейской стране последний великий пророк Ветхого Завета, Предтеча Мессии святой Иоанн Креститель. Он был призван подготовить народ иудейский к пришествию Спасителя. Вел святой Иоанн очень строгую, аскетическую жизнь. После смерти родителей он жил один в Иудейской пустыне, одевался в одежду из верблюжьей шерсти, питался диким медом и колючими растениями пустыни. Главным мотивом проповеди Иоанна Крестителя был призыв людей к покаянию, нравственному перерож­дению, очищению своей совести от духовной скверны. Иоанн Предтеча пользовался большим авторитетом в иудейском народе, потому многие шли на берег реки Иордан, где он учил, чтобы послушать его наставления, открыть ему свои духовные язвы и получить утешение. Люди заходили в Иордан, рассказывали святому Иоанну о своих грехах, выражали сожаление, намерение измениться, после чего Иоанн окунал их в воду. Это погружение, крещение в воде было символом очищения души человека от греха через покаяние.

Крещение Господне заключает в себе два важных момента: непосредственно само крещение, погружение в иорданские воды Христа и явление, откровение миру Бога Троицы Отца, Сына и Святого Духа, отчего и получил праздник второе свое название Богоявление.

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет совершением чина Великого освящения воды. В Русской Церкви установилась традиция совершать чин Великого освящения воды дважды в год: в Крещенский Сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Если есть возможность, совершаются крестные ходы на водоемы, там освящаются вода и желающие окунуться.

Следует заметить, что обряд окунания в проруби на Крещение не обладает силой «отпускать грехи», совершенные за весь год. Это, к сожалению, распространенное заблуж­дение. Прощение грехов возможно только в Таинстве исповеди, а окунаются в проруби, желая приобщиться к тому событию, которое произошло более двух тысяч лет назад, приобщиться благодати Божией, которая сообщается воде после освящения.

Если же поблизости нет водоемов, то освящение воды совершается прямо в храме или около него, после чего вода раздается верующим. Нужно отметить, что вода, освященная и в Сочельник, и на Крещение, обладает одинаковыми свойствами, она ничем не отличается, потому что освящается одним и тем же чином. Крещенскую воду сохраняют в течение года, употребляя понемногу, как великую святыню, во укрепление душевных и телесных сил, во здравие души и тела, в покорение страстей и немощей.

Митрополит Сурожский Антоний так рассуждает: иорданские воды как бы впитали в себя грехи тех людей, которые приходили креститься в них, эти воды, омывая человека, оставляли в себе всю смытую скверну, они омертвели, стали мертвыми водами. И вот в них, в эти мертвые воды, входит Христос. Он не привносит в них новой скверны – он очищает их от смертной тяжести людских грехов. Отныне это уже не мертвые воды, это священные воды великой реки Иордан, свидетельницы таинства Богоявления.

Задумаемся над глубоким смыслом праздника Крещения и, придя за крещенской водой, будем вести себя немного тише, смиреннее, аккуратнее – одним словом, благоговейно, чтобы не унизить, не пропустить великое таинство Богоявления.

Священник Антоний МОРГУН, настоятель прихода храма Святой Блаженной Валентины Минской.



  • Мы в социальных сетях: