Наверх

Экспериментальный проект против буллинга реализуют в школе Барановичей

13.12.2022 1083 Наш край

konflikty_3.jpgПроект, направленный на профилактику насилия и буллинга в подростковой среде – «Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования», реализуют в средней школе № 16.

Часто родители связывают понятие «хорошая школа» не только с качеством образования, но и с обеспечением безопасности детей, с заботой об их здоровье (физическом и психическом), защищенностью детей в образовательном пространстве.

Внимание взрослых, поддержка руководства, объединяющие учеников и учителей школьные дела, создают особое пространство школьной жизни, в котором каждый — ребенок и взрослый — будет чувствовать себя в безопасности.

Школа – сложный социальный механизм, где ребенок не только получает знания, но и учится устанавливать контакты с окружающими людьми. Но нередко в общении между сверстниками возникают проблемы, становящиеся одним из подводных камней школьной жизни. В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень, которые превращаются в объект насмешек и презрения. Наверное, каждый из нас может вспомнить какого-нибудь своего одноклассника, над которым все дети в классе или в школе подсмеивались. И не важно, носил он очки, был полноват, заикался или просто не был общительным. И вот это активное отвергание сверстниками некоторых ребят — явление, к сожалению, распространенное.

Наблюдая за детьми во время общения, можно заметить, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, оскорблений и скандалов. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить или просто подойти и предложить помощь.

А как выстраивать взаимоотношения с детьми и подростками, которые воспроизводят модели поведения современного общества, зачастую слепо копируя модели семейных отношений, ближайшего социального окружения, а также способы поведения, предлагаемые в качестве эталонных в пространстве Интернета?

На развитие навыков дружественного взаимодействия и партнёрства в межличностных отношениях (умения договариваться, конструктивно решать конфликты), формирование интереса к личности Другого, эмпатии, рефлексивности, уважения достоинства, свободы и прав другого человека, на профилактику насилия и буллинга нацелена работа в средней школа № 16 в рамках реализации экспериментального проекта «Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования», который был создан при поддержке представительства Детского фонда ООН  (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.

В ходе реализации проекта, который осуществляется на протяжении 5 лет (2020–2025), учащиеся повышают осведомлённость о причинах и последствиях насилия (буллинга), развивают качества и навыки, необходимые для эффективного реагирования на насилие, в рамках классных часов, которые проводятся в интерактивной форме классными руководителями 5–11 классов («Что подталкивает нас к насилию?», «Как мы реагируем на насилие?», «Как мы восстанавливаемся после насилия?», упражнение «Войди в круг», метод «Мозговой штурм», «Сделай шаг», «История в VK», «Чистый лист» и др.)

konflikty_1.jpg

konflikty_2.jpgКаждый классный коллектив школы придерживается установленных правил и ценностей, которые формируют доброжелательный климат в классе.

В учреждении создана инициативная группа из учащихся 7–11 классов, состав которой уже насчитывает 26 подростков, желающих стать равными консультантами и участвовать в работе групп взаимопомощи.

Ребята приняли участие в разработке свода правил, обязательного для каждого, и 26 октября на школьном референдуме была принята Конституция школы, свободной от буллинга.

Инициативная группа учащихся успешно проводит тренинги с учениками 5–11 классов по принципу «равный обучает равного» («Познай себя и других», «Навыки социального взаимодействия»). Занятия помогают участникам лучше узнать друг друга, способствуют осознанию своих черт характера, пониманию сходств и различий, развитию взаимной терпимости. Учащиеся получают знания о том, что такое эмоции и как они отличаются у разных людей, также учатся понимать эмоции, прояснять их, осознавать свои эмоции и эмоции других, принимать различия.

konflikty.jpgВ рамках экспериментального проекта организовано взаимовыгодное сотрудничество средней школы № 16 с Барановичским государственным университетом. Учащиеся инициативной группы посетили занятие в лаборатории «Центр идей и практик в целях устойчивого развития» БарГУ «Молодёжные инициативы в продвижении целей устойчивого развития как фактор поддержания дружественности и психологической безопасности образовательной среды». Полученную информацию ребята представили учащимся 8 и 10 классов. Также заведующий лабораторией «Центр идей и практик в целях устойчивого развития» Марина  Кривуть провела занятие «Белая трость», в ходе которого учащиеся ознакомились с особенностями восприятия окружающего мира людьми с нарушением зрения.

В рамках сотрудничества студентами 4-го курса университета факультета «Педагогика и психология» проведены тренинги среди 6–8 классов по формированию умений конструктивного разрешения и предупреждения конфликтов.

Также в целях развития позитивной социальной направленности личности для расширения возможностей поддерживающей среды  организовано сотрудничество с Барановичским колледжем строителей. Инициативные учащиеся проводят тренинги по принципу «равный обучает равного» с учащимися колледжа, направленные на профилактику насилия.

От специалистов социально-педагогического центра поступил запрос на проведение на базе центра цикла тренинговых занятий по профилактике насилия с приёмными детьми.

С целью приобщения детей к ценностям человеческих отношений, формирования у них представления о добре, доброте, о хороших поступках и их роли в жизни каждого человека инициативные учащиеся провели акцию «Настало время добрых дел» среди 5–8 классов.

konflikty_4.jpg

konflikty_5.jpgВ мае 2022 года на базе Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубрёнок» состоялся фестиваль «Школа, свободная от насилия (буллинга)», где наша команда, в состав которой вошли педагоги и учащиеся, представила реализованные проекты, направленные на переосмысление проблемы насилия в школе, формирование навыков дружественного взаимодействия, создание безопасной и поддерживающей среды.

В ноябре этого года на республиканском вебинаре-совещании «Расширение возможностей дружественной и поддерживающей среды» инициативная группа учащихся представила идеи сотрудничества средней школы № 16 с местным сообществом.

В декабре наши подростки участвуют в тренинге АПШИФТ по профилактике буллинга, который проводится представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в партнёрстве с Институтом психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка, частным социально-информационным учреждением «Мастерская инновационных технологий».

По результатам двух с половиной лет работы в проекте педагоги отмечают повышение сплочённости между учащимися, стремление не оставаться в стороне (вмешаться) при возникновении споров и конфликтов среди сверстников. Повысилась осведомлённость участников проекта о понятии буллинга, причинах, последствиях. Тренинги по принципу «равный обучает равного» способствуют повышению компетентности в вопросах профилактики буллинга, обострению чувства ответственности и собственной значимости, усилению желания приносить пользу, личностному росту и самопрезентации, формированию коммуникативных навыков и лидерских качеств, общению, новым знакомствам, росту самопознания подростков,  развитию их способности к самоорганизации и самоуправлению, а также расширению круга интересов и помогают лучше понимать проблемы и трудности сверстников.

Светлана Кирик,  педагог-психолог, ментор проекта в СШ № 16


 




  • Мы в социальных сетях: