Когда назвали должность героини моей будущей зарисовки – ведущий технолог отдела маркетинга Барановичского комбината хлебопродуктов, честно говоря, растерялась. Первой реакцией был вопрос, который задала сама себе: «Почему технолог участвует в продвижении товара?» А когда познакомилась со Светланой Карпович и поняла суть её работы, всё сразу стало на свои места.
Для каждого животного – свой корм
Должность у Светланы Федоровны, я бы сказала, удивительная и редкая. Ведущим технологом в маркетинге она стала с первых дней основания этого отдела на комбинате хлебопродуктов в 2002 году. На плечи миниатюрной женщины была возложена довольно сложная задача: Светлана Карпович должна рассчитывать, или разрабатывать, рецептуру комбикормов для сельскохозяйственных животных и продвигать их на рынке.
…Это сегодня для нас привычное дело – купить в магазине корм для кролика, для птицы-бройлера или для несушки. Вряд ли увидишь покупателя, изучающего состав питательной смеси для домашних животных. Комбикорма барановичского производителя – проверенный временем и рынком качественный продукт.
Но какого же напряжения ума, сил, знаний требует разработка рецептуры каждого вида и каждой партии этого питательного, сбалансированного корма для животных! С точки зрения обывателя, рецептура – явление стабильное, устоявшееся. Есть, допустим, комбикорм для птицы-бройлера, значит, таким он будет и завтра, и послезавтра.
На самом деле рецептура существует не сама по себе – она должна приспособиться или, точнее, подстроиться под возможности производства.
– Она может не меняться по составу, – раскрывает нюансы своей работы Светлана Карпович, – но измениться по тоннажу. Бывает, что нет нужного количества какого-то вида сырья, тогда рецепт необходимо рассчитать по-другому, но так, чтобы комбикорм не потерял своей ценности и питательности.
Светлана Федоровна учитывает всё: и сколько сырья «ушло», и сколько его осталось на складе, и какова на данный момент потребность в кормах у потребителей этого продукта. Скрупулезно и щепетильно ведущий технолог отдела маркетинга следит и за тем, кому отпускаются комбикорма: маленьким поросятам или взрослым животным.
Постоянное внимание специалист уделяет изучению нормативных документов, чтобы не пропустить изменения в ГОСТах, технических условиях. В расчете рецептуры Светлана Карпович обязана учитывать все нюансы. И только после этого ценный документ отдается в производство.
– Без вас производство комбикормов может остановиться, – делаю вывод, обращаясь к Светлане Федоровне.
– Но не остановилось же, – негромко замечает моя собеседница. – Этого допустить нельзя.
Всё началось с интереса
Чувство ответственности – выше всего. Это качество у Светланы Карпович – на первом месте. Оно досталось ей от мамы, которая была бухгалтером-ревизором в Городищенском сельпо. Комбинату хлебопродуктов очень повезло, что у ведущего технолога есть еще одна очень важная черта: Светлана Федоровна влюблена в свою работу, всё, чем она занимается, специалисту интересно.
С интереса, пожалуй, всё в её жизни и началось. В Молодечненский политехнический техникум выпускница школы из Городища Барановичского района поступила потому, что очень хотела работать на мукомольном производстве. Молодой техник-технолог мукомольного производства уехала по распределению в Гродно. Однако мама очень хотела, чтобы дочь вернулась домой.
В 1978 году Светлана пришла на Барановичский комбинат хлебопродуктов на должность техника-лаборанта. В зерновой лаборатории она проработала без малого четверть века! И какой хороший след оставила в мукомольном производстве. В родной лаборатории организовала токсикологический контроль по определению солей тяжелых металлов и в сырье, и в готовом продукте. До того продукцию отправляли на исследования в лаборатории центра гигиены и эпидемиологии, центра стандартизации, метрологии и сертификации.
Созданный Светланой Карпович собственный отдел успешно работает на комбинате и сегодня.
С мукомольного – на комбикормовое
А когда технику-технологу предложили перейти в производственно-технологическую лабораторию комбикормового производства, Светлана Федоровна согласилась с легкостью. Не только потому, что новая должность была выше – заместитель начальника лаборатории. Ей стало интересно заниматься новым делом. И опытный специалист с головой погрузилась уже в технологические секреты производства комбикормов.
Логичным стал её переход в отдел маркетинга.
– Опыт работы в комбикормовой лаборатории очень помог, – признается моя собеседница, – но если скажу: было непросто, –ничего не скажу. Много ездила, училась, читала массу литературы. Зато какое удовлетворение испытывала, когда видела результаты изыскательского труда. У нас получилось!
«У нас» – это Светлана Федоровна говорит о своих коллегах – партнерах. Без их помощи, уверяет, было бы сложно.
Советы практиков
Самый крупный потребитель комбикормов, произведенных на комбинате хлебопродуктов, – птицефабрика «Дружба». Её доля составляет 45%. Четверть от всего объема потребления приходится еще на одного солидного заказчика – комплекс по производству свинины «Восточный», крупное подразделение комбината хлебопродуктов. Одно дело, когда рецепт для этих производителей птицы и свиней отработан, то есть имеется база. Но меняется сырье – и уже нужен другой состав ингредиентов.
Неоценимую помощь в разработке рецептуры оказывают советы и консультации опытных практиков – зоотехника «Дружбы» Андрея Егорова и главного технолога «Восточного» Сергея Духовича.
– Мы очень плодотворно работаем с этими специалистами, – удовлетворена Светлана Карпович. – Вместе ищем более совершенные рецептуры.
Среди консультантов есть и профессиональные специалисты.
– Творческая у вас работа, поэтому и интересная. Нет однообразия, – высказываю свою точку зрения Светлане Карпович. На что в ответ слышу неожиданное:
– Творческая – это правда. Но за творчеством нельзя нарушить одно серьезное правило: не навредить животному.
И Светлана Федоровна рассказывает, как на комбинате создавали комбикорма для ценных пород рыб.
– Столько синяков набили! База рецептуры была. И документацию нашли, по которой делают комбикорма в России и Польше. Вот только эту рецептуру надо было приспособить для нашего оборудования. Не каждый вид сырья мог быть использован на технологических линиях комбината. Методом проб и ошибок создали рецепт, который стал приемлемым в наших условиях.
– Светлана Федоровна, усилия хоть не пропали даром? Эти комбикорма востребованы?
– Комбикорм для ценных пород рыб – дорогостоящий продукт. И сезонный. А вот комбикорм для выращивания карпа, начиная с апреля, у нас охотно берут рыбхозы «Селец», «Локтыши», «Альба».
Этот комбикорм, как и богатые белком корма для птицы, крупного рогатого скота, свиней, кроликов, кур-несушек, пользуется хорошим спросом у потребителя. Доверие барановичскому продукту выказывают как крупные промышленные потребители, так и население.
Сегодня производство комбикормов составляет 60% объема промышленного производства предприятия. А удельный вес денежной выручки от реализации этой продукции – четверть от всей выручки.
Повысить качество барановичских комбикормов в своё время позволило внедрение экспандера и пресса-гранулятора. Но самой большой мечтой Светланы Карпович является реконструкция всего комбикормового производства.
– Она входит в планы развития нашего предприятия, чему я очень рада.
Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.