10 лет назад на содержание городских объектов ЖКХ выделялось 82 % средств из бюджета и только 18 % службы ЖКХ зарабатывали сами. Сегодня этот баланс выглядит так: коммунальники зарабатывают самостоятельно 70 %, а треть затрат по содержанию города покрывает бюджет.
– К примеру, в службе банного хозяйства минимальный тариф на помывку не покрывает расходы, которые несет служба. И если раньше эту разницу компенсировало государство в виде дотаций, то с 1 января прошлого года дотации на услуги бань отменили. А тариф при росте цен на энергоносители стал еще ниже: раньше одна помывка в общем отделении бани стоила 51.400 рублей, теперь – 5 рублей. Из-за этого многие бани в республике закрылись. Гораздо меньшим стал спрос и у нас на эти услуги, – поясняет генеральный директор Барановичского ГЖКХ Григорий Кособуцкий.
Спрос на банные услуги периодический, то возрастает, то уменьшается. И такие потери служба банного хозяйства компенсирует, развивая другие виды услуг. В том же комплексе на Фабричной эффективно работают кафе и бар. Наряду с общепитом служба зарабатывает дополнительные деньги и за услуги платной и штрафной стоянок.
– Сегодня все зарабатывают, — продолжает Григорий Кособуцкий. — Так, работа эвакуатора в службе саночистки способствует наведению порядка на городских улицах, безопасности дорожного движения и является источником дополнительного дохода.
Творческий подход к своему делу проявляют работники службы озеленения, ищут иные формы для благоустройства и украшения города. Малые архитектурные формы – новое направление в их деятельности. Когда барановичские предприниматели увидели эти работы, они охотно согласились установить их возле своих офисов, бутиков, мастерских в центре города. Тем самым придать колорит, свой шарм лицу города. Мастерство барановичских озеленителей высоко ценят и на республиканском уровне, когда отдают им пальму первенства в тендерах.
Наши цветы, например, украшают территорию у Администрации Президента. Коллектив службы озеленения пробует выращивать овощи, зелень. В прошлом сезоне они поставляли их в санаторий «Чаборок», в наше кафе «Тонус». Это очень хорошее подспорье для дополнительного заработка. Воплощают в жизнь еще одну интересную идею. Но пусть пока она будет нашим маленьким секретом – об этом расскажем чуть позже.
Во всех республиканских тендерах участвует и коллектив службы ритуальных услуг. Свою продукцию работники службы успешно реализуют в некоторых районных центрах Брестчины. И это не только ритуальные принадлежности. Здесь освоили выпуск бетонных цветочниц, урн, лавок, песочниц. Лавки можно увидеть в парке «Натхнёныя Перамогай». Спрос на эту продукцию есть. Оценили горожане и новую разработку – песочницу с крышкой, которая трансформируется в скамейки для малышей.
Служба освещения продолжает заниматься проектом переоборудования и замены натриевых светильников на светодиодные и внедрением системы диспетчерского контроля за всем городским хозяйством.
Можно еще приводить массу подобных примеров, которые показывают, как каждое подразделение городского ЖКХ стремится заработать дополнительные средства, чтобы и самим развиваться, и создавать комфортные условия горожанам. Анализ работы каждого подразделения проводим не только ежемесячно – еженедельно. А по итогам каждого месяца люди премируются или, наоборот, лишаются вознаграждения. Так что стимул работать лучше есть у каждого.
На протяжении последних пяти лет все городское ЖКХ работает прибыльно и рентабельно во многом благодаря тому, что все коллективы ищут работу, дополнительные источники заработка. И я сомневаюсь, что некоторые службы, существуя самостоятельно, могли бы сделать такой ремонт всех административных и бытовых помещений, какой мы сделали, объединившись. Зайдите в любую службу и посмотрите, какие замечательные условия созданы для клиентов и самих работников.
Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.