В 80 километрах от Гродно и в 15 километрах от государственной границы нашей республики с Польшей у истоков реки Свислочь расположился небольшой городок с одноименным названием. Благодаря пресс-туру, организованному Барановичским отделением железной дороги, журналистам «Нашего края» также удалось побывать в этом интереснейшем месте и познакомиться с работой коллектива железнодорожной грузовой станции.
Как известно, барановичское отделение дороги граничит с тремя государствами: Украиной, Литвой, Польшей. Для беспрепятственной перевозки грузов и пассажиров организованы пограничные переходы. С Польшей их два: Свислочь – Семянувка и Брузги – Кузница Бялостоцка, и оба имеют особое значение, так как находятся на границе с Евросоюзом.
Грузовая железнодорожная станция Свислочь является уникальной.
В коллективе 66 человек. Что особенно впечатлило – казалось бы, сугубо мужским делом здесь занимаются в основном женщины. И во главе станции – две молодые представительницы прекрасного пола. Руководитель Ольга Савко, к сожалению, заболела, а нас встречала её заместитель – обаятельная Наталья Герман.
Железнодорожники в обиходе именуют станцию Свислочь цехом Барановичского отделения дороги. В её названии есть еще один эпитет: грузовая, который обозначает главное предназначение Свислочи. Здесь происходит передача вагонов и грузов между двумя государствами: Беларусью и Польшей.
– Ширина железнодорожной колеи у нас разная, – рассказывает Наталья Герман, – и этот процесс идет как с перегрузкой содержимого вагонов, так и с перестановкой вагонов на тележки другой ширины колеи.
Станция Свислочь уникальна тем, что это единственное место на Белорусской железной дороге, где переставляют вагоны. В пункте технического обслуживания и перестановки вагонов, который относится к Волковысскому вагонному депо, – две колеи.
Молодой начальник пункта Александр Борель показывает, как происходит процесс перестановки вагонов.
Из России и Казахстана в Западную Европу следуют железнодорожные составы с разными грузами. На Свислочи вагоны переставляют с белорусской колеи шириной 1 520 мм на узкую европейскую, шириной 1 435 мм, и обратно.
Интересное хозяйство у Александра Бореля. В пункте перестановки в запасе 220 тележек грузовых вагонов узкой колеи. Козловой кран (таких здесь три) поднимает и ставит на нужный путь вначале тележку грузового вагона, а затем подхватывает и сам вагон. 10 стойл с электродомкратами позволяют одновременно переставлять 10 вагонов.
Александр Борель замечает, что сложнее переставлять вагоны с широкой на узкую колею – даже в норме времени на это отводится 236 человеко-минут. Обратный процесс занимает 96 человеко-минут. Улавливаете разницу?
Работа эта не только длительная, но и очень ответственная.
– При перестановке колесных пар надо пересмотреть все: буксы, подвески, валики, колодки, шайбы, шплинты и т.д., – говорит слесарь по ремонту подвижного состава Александр Кардаш, который работает на ПТО с 1994 года. – А мало ли, какая деталь неисправна? Безопасность в нашем деле – самый главный фактор.
Интересный факт, связанный с безопасностью работы, привел начальник ПТО. На крыше здания установлен анемометр – прибор для измерения скорости ветра. Если ветер сильный, более 10–15 метров в секунду, то подается сигнал. После чего не включается даже электрический козловой кран – работать нельзя. Весь электрический кабель проложен по длинному желобу, чтобы всегда оставался сухим. Если идет дождь, то вода с желоба сливается через специальные отверстия.
Нас, конечно, очень интересовало, какие грузы идут за границу, а какие ввозят с Западной Европы к нам. За этой информацией мы отправились с Натальей Герман на площадку перегруза. Данный производственный участок Барановичского грузового центра транспортной логистики – вотчина Николая Войтко. Работа здесь – круглосуточная.
На наших глазах в поданный состав загружают деревянную щепу мощные американские погрузчики «Catarpillar».
По словам начальника участка, в вагон входит до 30 тонн щепы. Этот груз пойдет в Польшу. Туда же отправится и белорусский лес – баланс сосны, который начали перегружать на Свислочи с минувшего октября. Среди отправителей этого экспортного груза есть и Барановичский лесхоз. Из нашей республики, кроме леса, на внешние рынки отправляют газ. Он идет в основном венгерским потребителям.
Возобновили на Свислочи и перегрузку угля, который транспортируется из России в Европу. В текущем году его объемы значительно увеличились: в западном направлении перегружено 4 553 вагона с углем.
На площадке – высокая гора крупного угля. Но Николай Александрович, улыбаясь, поправляет нас:
– Это кокс – уголь после обжига. Он пришел из Польши. Ждет своего часа, чтобы отправиться на восток.
Из Польши в направлении белорусской границы движутся и грузовые поезда с известковым камнем. А основной груз на Свислочи – это российский уголь и щепа. Добродушный «Отличник Белорусской железной дороги» Николай Войтко не скрывает удовлетворения от увеличившихся объемов работы.
– Если раньше за три недели максимально перегружали 10 тысяч тонн, то сейчас отправили уже 60 тысяч тонн различных грузов. Теперь в сутки приходится перерабатывать 3 тысячи тонн.
А в целом за три квартала года на Свислочи погружено 748 вагонов кокса, 890 вагонов – известкового камня, 475 вагонов щепы по колее 1 520 мм и 466 вагонов – по колее 1 435 мм.
На площадке перегруза есть и своя дробилка. Если приходит некондиционный лес, то он перерабатывается в щепу прямо здесь.
Четко сотрудничают со своими клиентами специалисты товарной конторы. Среди них – тоже немало женщин.
А самым большим открытием для меня стало то, что весь железнодорожный путь на Свислочи полностью на ручном управлении. Только на этой грузовой станции на всей Белорусской железной дороге до сего времени трудятся стрелочники.
Из 16 дежурных четырех стрелочных постов только четверо – мужчины, остальные женщины. Даже не верилось, что хрупкая Светлана Шламанова отдала этому нелегкому труду почти 30 лет! Это сколько усилий надо, чтобы поднять и опустить стрелочную закладку, переведя стрелки для направления очередного состава! А зимой и снег со стрелочных переводов лопатой вычистить.
На наш вопрос, как управляется с таким хлопотным делом, Светлана улыбается:
– Привыкла.
К разговору подключается наш гид Наталья Герман. Оказалось, сама Наталья Ивановна тоже начинала работу на железной дороге с должности стрелочницы. Услышав факты биографии наших героинь, поняла, откуда такая закалка, – они из династий железнодорожников.
В почти 7-тысячном городке Свислочь проживает немало железнодорожников. Как-никак грузовая станция и компактный современный пассажирский вокзал стали для жителей окрестности своеобразным градообразующим предприятием. Многие из работников станции теперь уже на заслуженном отдыхе. А на станции работают их дети, внуки. Будет процветать станция, обязательно вернутся сюда, как это сделали Наталья Герман, Александр Борель и их правнуки.
Это интереснейшее место и с туристической точки зрения. Наряду с Каменецким и Пружанским районами Брестской области, Гайнувским поветом Польши Свислочский район с 2002 года входит в еврорегион «Беловежская пуща».
Свислочь – самобытный древнейший город Беларуси, впервые упоминается в летописи 1256 года. Среди известных его уроженцев – повстанец Кастусь Калиновский, художник и композитор Наполеон Орда, оперный певец Михаил Забейда-Сумицкий, олимпийская чемпионка в толкании ядра Янина Корольчик.
Здесь начинал врачебную практику Адольф Биттнер, создатель знаменитого бальзама. В Свислочи бывал и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Еще один любопытный факт узнали от наших экскурсоводов – специалистов сектора идеологии и социально-культурной работы Барановичского отделения железной дороги Таисы Еловецкой и Анны Харко. Только в Свислочи – единственном месте Беларуси – есть памятник Иосифу Сталину.
Покидая гостеприимный район, мы поклонились памяти его жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мемориальный комплекс «Асілак» виден издалека. Главный элемент мемориала – скульптура защитника земли белорусской работы скульптора Павла Цомпеля. На чугунных плитах – имена 1 162 земляков, которые полегли в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Свислоччина – притягательное место на карте Беларуси. Благодаря железной дороге и мы к нему имеем отношение.
Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.