Большой интерес, неравнодушие к происходящему исходило от работников автоагрегатного завода во время встречи с председателем горисполкома Виктором Дичковским в рамках единого дня информирования.
Промышленность – основа экономики, и от того, как работает эта отрасль народного хозяйства, зависит благополучие жителей города. Свою лепту в благое дело вносит и почти полуторатысячный коллектив автоагрегатного завода. В целом за пять месяцев городская экономика, по выражению Виктора Дичковского, сработала устойчиво. Объемы промышленного производства превысили 125% роста. Отстают Барановичи в выполнении такого показателя, как ИФО – индекса физического объема (за пять месяцев почти 93%). Туда, кстати, входит и вся продукция автоагрегатовцев. Но сейчас город выровнял позиции и даже показал рост ИФО.
Правда, сами производители считают данный показатель спорным, субъективным, не отражающим реальной картины. На его невыполнение за пять месяцев повлияла не совсем ровная работа авиаремонтного завода. Но уже с июля, заверил глава города, у коллектива будут заказы. И высказал надежду, что этот прогнозный показатель город одолеет.
А вот по экспорту товаров ситуация для барановичской экономики складывается удачно. За период с января по май мы продали товаров почти на 55 миллионов долларов – больше уровня прошлого года. При этом удалось сократить импорт: за четыре месяца он составил чуть более 41 миллиона долларов. Таким образом мы получили положительное внешнеторговое сальдо.
На наращивание экспорта нацелен и коллектив автоагрегатного завода. Этим самым он компенсирует падение уровня рентабельности. Директор предприятия Виталий Юркевич настроен оптимистично: для такого настроения есть основания. По информации, которой он поделился с журналистом «Нашего края», автоагрегатовцы отныне ориентированы не на объемы, а на продажи. И уже в мае уровень продаж вырос на 20% в сравнении с предыдущими четырьмя месяцами года. Освоен весь модельный ряд амортизаторов для автомобилей МАЗ и КамАЗ, на выходе – полный ряд домкратов для этих автомобилей. Есть выбор ассортимента и для железной дороги. Успешно прошли испытания демпферы, которые будут поставляться и для Московского метро.
Заключен крупный контракт с КамАЗом.
Стратегия производителя направлена также на снижение себестоимости и повышение качества – это залог конкурентоспособности на рынке. Причем слова руководителя предприятия – не пустой звук. На автоагрегатном устанавливают новое оборудование, внедряют автоматизированные процессы. В 2013 году на эти цели уже направлено 14 миллиардов рублей, а за год объем инвестиций в модернизацию составит 31 с половиной миллиард рублей – цифра впечатляющая.
И склады у автоагрегатовцев не затарены. Продукция идет прямо по заказу. Нет аховой ситуации, о чем сказал Виктор Дичковский, с запасами продукции и в целом по городу. Председатель горисполкома уточнил, что в то же время индекс запаса вырос по отношению к прошлогоднему уровню.
– Это объяснимо и объективно, – разъяснял ситуацию руководитель города. – К примеру, на хлопчатобумажном объединении, объем производства которого составляет почти 10% городского, производят 700 наименований продукции! За месяц этот ассортимент выпустить невозможно. Поэтому во время последнего визита в Барановичи Премьер-министра Михаила Мясниковича мы обратились к нему с просьбой пересмотреть нормативы месячного запаса с учетом номенклатуры выпускаемой продукции. Чтобы они были не 100%, а 135% месячного объема.
В сравнении с таким же периодом прошлого года вырос объем подрядных работ в городе. В этом году строители планируют возвести 75 тысяч квадратных метров жилья. Для сравнения: в прошлом году его построено 88 тысяч м2. Рекордным по жилью стал год 2011-й: тогда барановичане получили 130 тысяч кв. метров. Все квартиры были построены с государственной поддержкой. Сегодня рассчитывать на неё сможет только тот, кто реально нуждается в жилье. И, конечно, состоит в очереди.
Виктор Дичковский признался, что с большим напряжением город строит социальное жильё. А некоторые его владельцы новое жильё, и своё, и в местах общего пользования превращают в бомжатник.
Эти слова председателя горисполкома задели за живое Геннадия Корзана, начальника бюро подготовки производства автоагрегатного завода. Он, к несчастью, оказался соседом таких жильцов. Мужчина спрашивал: «Какие меры могут быть предприняты к этим новоселам? Ведь некоторые из них и за коммунальные услуги не платят». Виктор Дичковский поддержал Геннадия Корзана в требовании ужесточить ответственность людей за подобное отношение к жилью, вплоть до их выселения, чего, практически, нельзя сделать сегодня. Такой запрос будет направлен и парламентариям.
Одна из работниц завода поинтересовалась у председателя горисполкома будущим долгостроя по улице 50 лет ВЛКСМ – зданием комбината надомного труда, которое также превратилось в отхожее и очень небезопасное для здоровья и жизни горожан место.
– Если бы у нас было право, мы бы давно забрали здание и выставили его на аукцион. Всё дело в том, что это не наша – чужая собственность, а без согласия собственника – Общества инвалидов – сделать с ним ничего не можем. У комбината надомного труда нет денег, чтобы продолжать стройку. В этом году в правительство отправлено уже четыре письма с просьбой разрешения данной проблемы. Напишем ещё одно. Мы потерпим до 1 июля, а там будем действовать решительно. Пора прекратить это безобразие!
Заводчан волновали и вопросы благоустройства, в частности, ремонта улиц и тротуаров Барановичей. Виктор Дичковский разъяснял ситуацию искренно: «Сегодня строительство одного километра улицы обходится бюджету в 8 миллиардов рублей. А в городе надо построить или перестроить 150 километров. Где взять такие средства?! Прежде чем вложить рубль, надо его заработать! Строительство и ремонт улиц – дело не дешевое и не легкое, чтобы сделать всё в одночасье».
Городские улицы страдают и от отсутствия ливневой канализации. Вот почему, отремонтировав улицу Павлова, там не поставили бордюры – их и не будут ставить, сказал глава города, чтобы вода не застаивалась и не разрушала покрытие.
К сожалению, в одиночку Барановичи справиться с «уличной» проблемой не могут. В феврале 2010 года глава государства принял решение о выделении нашему городу 220 миллиардов рублей на благоустройство. Этих средств до сих пор город не получил. Надежда на то, что они будут, все же есть. Виктор Дичковский сообщил, что протокол о помощи Барановичам удалось пролонгировать – в этом году обещают выделить примерно 80 миллиардов.
Из-за нехватки средств так долго не могли начать и возведение детского сада в Боровках. Между тем потребность в нем ощущается очень остро. На 240 мест в строящемся детсаде Боровков претендуют 1 200 детей. Так что ближайшая перспектива этого района – строительство еще одного детсада-школы. В городе в целом наметилась хорошая тенденция: количество рождений превышает уровень смертности и за минувшие пять месяцев года.
Заговорили о детях, и неожиданно для собравшихся Виктор Дичковский поинтересовался: «А нужен ли заводу детский оздоровительный лагерь?» И тут же получил из зала дружный ответ: «Конечно, нужен». «Вот как. А руководитель говорит, что не нужен». Понятно стремление директора автоагрегатного завода избавиться от лишних затрат, но пока, по мнению главы города, завод в силах содержать свою «Звездочку».
А вот от общежития на заводе отказываться не собираются – это вопрос жизненно важный для предприятия. Своё жильё – один из эффективных способов мотивации на успешный труд. Улучшить жилищные условия работников завод может и еще одним способом, построив две арендные квартиры. Правда, это предложение председателя горисполкома вызвало неоднозначную реакцию у заводчан. Один из специалистов не согласился с таким поворотом: «Лучше прибыль направить на покупку станков, это принесет пользу сразу всем работающим. А так будут довольны только двое-трое». «Но людям-то жить где-то надо», – резонно заметил руководитель города.
И с этим утверждением нельзя не согласиться. Остается только надеяться, что заводчане будут становиться богаче и смогут и станки купить, и квартиры построить. За четыре месяца года средний заработок на предприятии составил 4 миллиона 670 тысяч рублей, это выше среднегородского уровня, составляющего 4 300 тысяч рублей. Со второго полугодия, заверил директор Виталий Юркевич, доходы автогрегатовцев вырастут. И это радует.