Подобную ситуацию мы переживали в 2006 году.
Тогда в республике были приняты очень серьезные меры профилактики против заболеваемости птичьим гриппом. Эта необычайно заразная инфекция птиц смертельно опасна не только для самих пернатых, особенно водоплавающих особей, которые являются её распространителем, но и для человека.
Главный ветврач Барановичской районной ветеринарной станции Николай Покумейко признался: «Первые седые волосы принес мне именно птичий грипп тогда, в 2006-м».
Инфекция вокруг нас
Несмотря на беспрецедентные меры предосторожности, в первую очередь на птицефабриках Барановичского района, тогда на птичий грипп смотрели больше с медицинской точки зрения. Об этом говорит и главный ветеринарный врач птицефабрики «Дружба» Виктор Мишкевич.
Медики тогда опасались, чтобы мутирующий вирус птичьего гриппа не перерос, или не трансформировался, в человеческий пандемический грипп. Эти страхи имели под собой реальную почву: из 183 случаев заболевания птичьим гриппом в мире 114 человек скончались.
– В этом году у птичьего гриппа, кроме медицинского, и ветеринарный аспект, – обеспокоен главный ветврач «Дружбы». – Мы боимся за поголовье птицы. Проблема настолько серьезная, что может коснуться в целом вопроса существования предприятия.
Для птицеводов период перелета птиц всегда очень серьезен. Особенностью сезона миграции 2016–2017 гг. является то, что вирус птичьего гриппа затронул очень большую территорию. Он распространился уже в 22 странах Европы – зафиксирован и у наших соседей в Польше, Украине, России. Беларусь пока остается островком безопасности. Вот-вот начнется миграция диких птиц, а пути миграции проходят через нашу республику. Вирус птичьего гриппа с перелетными птицами, особенно водоплавающими, преодолевает огромные расстояния в своём инкубационном виде.
– В том-то и кроется опасность, – отмечает Виктор Мишкевич, – что болезнь у самих переносчиков вируса либо проявляется субклинически, то есть без типичных симптомов, либо вызывает гибель. Мировая статистика говорит об очень большом проценте гибели птиц. У нас крупнотоварное производство. С одной стороны, легче защититься, а с другой, если вирус попадет на фабрику, последствия могут быть самые печальные.
Вот почему сейчас такая сверхострая задача – перекрыть все возможные пути для попадания вируса птичьего гриппа – стоит перед всеми заинтересованными службами, и в первую очередь – перед самими птицефабриками. Как-никак на двух птицефабриках района содержится более четырех миллионов голов птицы.
Защитные барьеры
– Совместно с горрайотделом МЧС и зональным центром гигиены и эпидемиологии мы разработали целый комплекс профилактических мероприятий, – сообщил главный ветврач Барановичского района Николай Покумейко. – И каждая птицефабрика – и «Дружба», и Барановичская – приняла свои меры профилактики. Слишком велик риск, чтобы игнорировать ситуацию.
В списке защитных мер около 30 различных мероприятий профилактического характера. Прежде всего это вакцинация птиц на фабриках.
– Мы проводим вакцинацию от очень многих заболеваний, – рассказывает главный ветеринарный врач Барановичской птицефабрики Тамара Сварицевич. – Но коварство этой инфекции в том, что вирус гриппа постоянно изменяется, мутирует, и угадать вид штамма невозможно. Наряду с вакцинацией есть ряд профилактических мер неспецифического характера.
Одну из них журналисты «Нашего края», можно сказать, опробовали прямо на себе. Заградительный щит от проникновения вируса птичьего гриппа встретил нас с первого шага в административное здание Барановичской птицефабрики. Переступаем порог, и ноги как будто проваливаются в мягкий коврик. Опускаем голову и видим, как обувь со всех сторон обволакивает пенящаяся, как шампунь, жидкость.
– Это так называемые дезинфицирующие коврики, или подушки, – разъясняет Тамара Владимировна. – Заправляем их дезраствором ежедневно.
Такие коврики – на всех входах на фабрику. А еще в каждом птичнике ежедневно дезинфицирующим раствором заполняют специальные ванночки. Для работников птицефабрики существует ряд других правил биозащиты. Так, те, кто трудится в птичниках, переодеваются в рабочую одежду и обувь дважды: сначала в санпропускниках, затем – перед птичником. А вообще каждый работник фабрики имеет три комплекта спецодежды. Вся одежда обеззараживается. Даже бригады птичников друг с другом не общаются и не пересекаются – у каждой свой маршрут движения.
Приточно-вытяжная вентиляция, двери оборудованы защитной сеткой – чтобы на производство не залетела посторонняя птица. Кстати, нигде на территории фабрики не должно быть никакой россыпи кормов, чтобы не соблазнять воробьев, голубей. Их Тамара Сварицевич называет синатропными птицами, которые являются переносчиками различных заболеваний. На кормоцехе установили специальную отпугивающую пушку, которую птицефабрика недавно закупила. Каждые семь минут пушка делает выстрел, который отпугивает нежданных пернатых гостей.
В птичниках прямо в присутствии птицы проводят аэрозольную обработку воздуха. Конечно, каждый день цыплят и кур осматривают. Тщательно обрабатывают и транспорт, и тару, и оборудование.
Птица – только на фабрике
Можно еще перечислять защитные меры, их достаточно много. Но наибольший резонанс у населения района почему-то вызвало требование к работникам птицефабрик отказаться от содержания домашней птицы на личных подворьях.
– В корне неверна трактовка, как её некоторые преподносят, что мы требуем уничтожить домашнюю птицу, – категоричен главный ветврач птицефабрики «Дружба» Виктор Мишкевич. – Начиная с 2006 года каждый специалист, перезаключая контракт, подписывает и пункт 3.12, где сказано, что работник птицефабрики «Дружба» не может держать на подворье домашнюю птицу. Это не значит, что кур, индюков, гусей надо уничтожить. Пожалуйста, отдайте их кому-нибудь, подарите, перевезите в другое место. Если человек нарушает это условие, мы имеем право контракт с ним расторгнуть.
Причем это касается не только непосредственно работников птицефабрики, но и работников сельхозпроизводственных участков птицефабрик, полеводов, животноводов, механизаторов.
Контроль за выполнением данного пункта будут осуществлять сотрудники районной ветеринарной станции и представители сельских советов. До конца февраля – середины марта пройдут мониторинги содержания домашней птицы.
Есть и второй важный момент в такой профилактике. Подворный обход коснется и других владельцев домашней живности.
– На владельцев домашней птицы – не работников птицефабрик, – предупреждает главный ветеринарный врач районной ветстанции Николай Покумейко, – распространяется следующее правило: они должны содержать домашнюю птицу в закрытых вольерах и закрытых помещениях, в границах собственного участка.
Есть у птицеводов просьба и к общественной организации охотников и рыболовов: пока не выдавать путевки для охоты на водоплавающую птицу.
– Мы надеемся на понимание жителей города и района, – говорит главный ветврач «Дружбы» Виктор Мишкевич.
Усиленные меры предосторожности, впрочем, не помешают продаже суточных цыплят. Виктор Иосифович заверил, что, как и в прошлые годы, после получения разрешения райисполкома цыплят-бройлеров будут реализовывать населению на тех же площадках и на тех же условиях.
Компенсация
Что касается своего рода компенсации за запрет содержать дома кур, то для работников «Дружбы» никаких льгот при покупке мяса бройлеров нет. Они приобретают эту продукцию в торговле на общих основаниях. А вот на Барановичской птицефабрике каждому работнику продают по шесть десятков яиц в месяц по себестоимости – 99 копеек за десяток. Покупай – и не надо никакого риска.
Светлана ГИЛЬ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.