На 4% в Барановичах по результатам полугодия увеличился розничный товарооборот. Но этот показатель город не выполнил – планка остановилась на 98,7%. Конечно, показателю нынешнего полугодия сложно тягаться с прошлогодним, который был достаточно высоким. И всё же настораживает, как сказала первый заместитель председателя Барановичского горисполкома Наталья Федорова, тот факт, что товарооборот снижается в стационарной сети. Казалось бы, с уменьшением доли рынков в общем показателе должен быть рост в стационарной торговле, однако этого не произошло. Нельзя не замечать, что часть покупателей отвлекают на себя и интернет-магазины – их на территории города зарегистрировано 130.
Однако факт наших дней – уровень покупательной способности снизился в целом. Об этом говорит и структура покупок. Сегодня на долю продовольственных товаров приходится 60%, непродовольственных – 40%. Еще два года назад ситуация была противоположной.
Снижение товарооборота произошло у всех ритейлеров, и прежде всего в самой крупной торговой сети Барановичей – «Евроопте». А она занимает ни много ни мало – 20% в общем объеме товарооборота. Причем второй год основной показатель работы барановичских «Еврооптов» останавливается на уровне 80%.
– Вот где резерв, который поможет двигаться вперед, – подчеркнула первый заместитель председателя горисполкома.
Чем будут привлекать покупателей, как компенсировать недостающие 20% товарооборота, Юрий Громаковский попросил ответить руководителей отдела торговли и услуг горисполкома Татьяну Осос и городской сети «Евроопт» Елену Дробыш.
– Мы приросли уже по полугодию, – сказала директор барановичского ритейлера «Евроопт». – Сумма среднего чека увеличилась на 11,5%. Ежедневно в акции по сниженным ценам участвуют от 500 до полутора тысяч товаров. Плюс участвуем в республиканской акции нашей компании «Удача в придачу». По итогам за девять месяцев будем очень стараться достичь уровня товарооборота в 100%.
Между тем руководитель городской торговли сообщила, что при росте суммы среднего чека в магазинах сети «Евроопт» покупательский поток там уменьшился на 10 процентов.
– Поэтому так важно сейчас не только для «Евроопта», для всех предприятий торговли проводить удачную ценовую и маркетинговую политику, – сказала Татьяна Осос.
В увеличении товарооборота городу могут помочь и открывшиеся новые объекты торговли, такие, как второй магазин «Ома», если они будут включены в городскую статистику.
Татьяна Осос указала и на других виновников невыполнения основного показателя в отрасли. В этом году снизился товарооборот в «Короне».
По мнению главы городской торговли, к высоким 120 прошлогодним процентам в текущем периоде дотянуться оказалось сложно.
Неэффективно работает еще один крупный торговый объект города – Дом торговли «Радуга». Уровень товарооборота там – только 85,6%. Да и показатели бизнес-плана коллективом не выполнены. С низкой оценкой работы коллектива не согласился директор магазина.
– У нас получена чистая прибыль – за пять месяцев 17 тысяч рублей, – аргументировал свою позицию Анатолий Трусковский. – Налоги в бюджет перечисляем своевременно. Средняя заработная плата – 467 рублей. За девять месяцев планируем увеличить до 475 рублей. А на невыполнение товарооборота повлиял и провальный январь с 78%, и открывшийся рядом торговый центр «Центральный», где появились конкуренты. Тем не менее уже сегодня у нас есть прирост по товарообороту. По итогам девяти месяцев мы ожидаем 89 – 90%, по году – 92 – 93%.
Руководитель «Радуги» резервы увеличения товарооборота видит и в том, чтобы иметь хорошую автомобильную стоянку рядом с магазином, и комфортный проезд к Дому торговли для 20-тонных фур, и в передаче на баланс «Радуги» филиала на улице Ленина, здание которого, по его мнению, находится в аварийном состоянии.
– Вы готовы финансировать строительство автомобильной стоянки? – поинтересовался глава города. – С обременением, со сносом? Мы не можем помогать вам из городского бюджета. Составляйте бизнес-план, берите кредит, стройте парковку.
Непонятная ситуация и с работой магазинов сети «Шарм Ритейл». В Барановичах их два, тогда как в республике 36. Они известны горожанам под маркой «Твоё». Самое удивительное, что эти торговые объекты в городе убыточны все три года, с момента открытия.
– Зачем тогда работаете? – недоумевал председатель горисполкома.
– Мы прекращаем развитие, больше открываться не будем, – сказала руководитель магазинов Татьяна Бакунчик, но больше ничего так и не пояснила.
С этой ситуацией местная власть намерена серьезно разобраться.
«Шарм Ритейл» – не единственное торговое предприятие отрасли, которое показывает убытки. Всего таких в городе восемь. И два – в сфере услуг.
Светлана ГИЛЬ.