Депутаты городского Совета очередную сессию провели на комбинате железобетонных конструкций. Это предприятие было выбрано местом проведения сессии не случайно.
Важный вопрос вынесли народные избранники на обсуждение: проанализировать работу барановичских предприятий по увеличению доли экспорта в объеме производства продукции и определении рынка продаж. А комбинат ЖБК первый миллион долларов от продажи своей продукции за рубеж получил еще в 2006 году. Последние годы он является лучшим экспортером страны среди предприятий отрасли и таким же остается по результатам работы первого полугодия нынешнего года.
Удельный вес экспортных поставок в общем объеме производства на комбинате достиг 48%. Обнадеживают итоги девяти месяцев: отгрузки в Российскую Федерацию, Латвию, Литву, Китай уже превысили 10 миллионов долларов. Коллектив превзошел свое достижение прошлого года в экспортном направлении – 9,5 миллиона долларов. И поставил перед собой задачу довести внешние поставки 2012 года до 13 миллионов долларов.
Директор предприятия Юрий Громаковский поделился с журналистами еще более амбициозными планами. Благодаря модернизации производства и активным инвестиционным проектам коллектив рассчитывает увеличить выпуск экспортоориентированной продукции до 50%. Если сегодня выработка на 1 человека на комбинате составляет 50 тысяч долларов, то к 2015 году планируется одолеть планку в 70 тысяч долларов на человека.
– Думается, это достойный вклад нашего коллектива в валютную копилку страны, – говорит Юрий Анатольевич.
Такой производительный труд обеспечивает не только рентабельную работу, но и высокую заработную плату. Средняя зарплата по комбинату составляет 6 миллионов рублей.
Основным внешнеторговым партнером этого предприятия, как, впрочем, и других барановичских производителей, является Россия. На ее долю, сообщила в своем докладе начальник управления экономики горисполкома Раиса Уласович, приходится более 88% экспортного потенциала Барановичей. На другие страны СНГ – Украину, Казахстан – лишь 5,8%. Экспорт в страны дальнего зарубежья за семь месяцев года составил немногим более 6% от общего его объема.
Хлопчатобумажное объединение – одно из немногих предприятий города, которое продвигает свою продукцию в дальнее зарубежье. Туда идет 19% от общего объема экспорта предприятия. Причем поставки в эти страны возросли в 2012 году более чем в 2,5 раза.
Внешнеторговой деятельностью занимаются 25 промышленных предприятий города. Свою продукцию они отправляют более чем в 40 стран мира. Раиса Уласович подчеркнула, что на протяжении последних лет мы имеем рост экспортных поставок и положительное сальдо внешней торговли. Темп роста экспорта товаров замедлился в июле текущего года. Из-за этого оказался невыполненным прогнозный показатель. Причина сбоя – сокращение внешних поставок предприятиями без ведомственной подчиненности. И это вылилось почти в четверть от общего объема экспортных поставок.
Данный пример говорит о значимости для города внешней деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
Следует, однако, заметить, что статистика предоставляет отчетность по всем экономическим и финансовым показателям субъектов бизнеса только с официального согласия собственников. По этой причине мы не знаем реальной картины внешнеэкономической деятельности такого крупного представителя барановичского бизнеса как мебельная фабрика «Лагуна», ОДО «Паритет технологии».
К слову, город не имеет и полной информации о деятельности станкостроительного завода по экспорту-импорту продукции, так как вся отчетность этого предприятия проходит в Минске. Конфиденциальной по этому виду деятельности является информация авиаремонтного предприятия как оборонного.
Перед городской статистикой не отчитывается «Бархим» – в связи с вхождением в свободную экономическую зону «Брест». По этой же причине скоро не будут учитываться и показатели экспорта-импорта БПХО.
А удельный вес экспортной продукции в общем объеме промышленного производства города за семь месяцев года составил 24% (за аналогичный период прошлого – 34%). Устойчиво удерживают позиции на внешнем рынке предприятия машиностроения. Экспорт возрос на заводах автоматических линий и станкопринадлежностей, «Торгмаше» и автоагрегатном. Доля внешних поставок в объемах промышленного производства предприятий машиностроительного комплекса составляет около 30%, а в акционерном обществе «Торгмаш» приблизилась к 70%. Если в целом по городу сальдо внешнеторгового оборота составило плюс 18 миллионов долларов США, то в данной отрасли – плюс 15,7 миллиона долларов.
К слову, предприятия машиностроения перекрывают отрицательные показатели сальдо внешнеэкономической деятельности хлопчатобумажного объединения и «Барановичхлебопродукта». Последнее предприятие, наряду с комбинатом пищевых продуктов, обувной фабрикой, производителем мебели «Явид» и «Шарм-Премьер», поставки за рубеж снизило. Отрицательное сальдо допустили и швейная, обувная фабрики, предприятие «Блик».
На 11 предприятиях из 22 вырос импорт. На этот показатель влияет высокая зависимость экономики республики в целом и барановичских производителей, в частности, от ввозимого сырья, материалов, оборудования, комплектующих, которых в Беларуси не выпускают. Удельный вес так называемого критического импорта составил 76,7% в общем его объеме.
Поэтому так важны для экономики импортозамещающие проекты. Наиболее значимую работу в этом направлении ведет коллектив хлопчатобумажного объединения. Здесь организовано производство новых тканей для постельного, столового белья, одежды, освоен выпуск марли, медицинских бинтов, меланжевой пряжи.
Серьезную озабоченность городских властей вызывает работа предприятий-экспортеров в ситуации, когда Россия вступила в ВТО. Снижение ставок единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза неблагоприятно отразится на внешнеэкономической деятельности, в том числе на конкурентоспособности продукции белорусских производителей. На рынок Российской Федерации хлынут товары китайского производства по демпинговым ценам. А это серьезно усложнит сбыт белорусской продукции.
Переломить ситуацию может только активная модернизация предприятий и производств, внедрение высокотехнологичного и производительного оборудования, новых технологий. Это, конечно, потребует значительных вложений, как собственных, так и заемных.
Удержать и упрочить позиции на внешнем рынке – задача не из легких. Но она вполне выполнима, если заниматься ее решением серьезно и скрупулезно. Так, как делает это коллектив комбината ЖБК. Не стали бы возможны нынешние успехи предприятия без грамотной маркетинговой политики, без продуманной рекламы. Об этом говорил на сессии и руководитель комбината Юрий Громаковский. О том, что барановичский производитель имеет свое имя и имидж, серьезно конкурирует на внешнем и внутреннем рынке, говорит и тот факт, что дважды были предприняты попытки взломать сайт комбината ЖБК.
Но почивать на лаврах на предприятии не собираются. Вот-вот здесь внедрят систему экологического менеджмента, в будущем году её сертифицируют. К слову, предприятие уже имеет сертификаты соответствия европейским нормам на производство аэродромных плит, свай и многопустотных плит.
Импонирует позиция руководства комбината в том, что второстепенных участков работы не бывает. В экспортном векторе – тем более. Актуальность внешнего сотрудничества, подчеркнул председатель горисполкома Виктор Дичковский, приобретает особую остроту.