Наверх

Ориентир на зарубежье

05.10.2012 497 Наш край

Депутаты городского Совета очередную сессию провели на комбинате железобетонных конструкций. Это предприятие было выбрано местом проведения сессии не случайно. 

Важный вопрос вынесли народные избранники на обсуждение: проанализировать работу барановичских предприятий по увеличению доли экспорта в объеме производства продукции и определении рынка продаж. А комбинат ЖБК первый миллион долларов от продажи своей продукции за рубеж получил еще в 2006 году. Последние годы он является лучшим экспортером страны среди предприятий отрасли и таким же остается по результатам работы первого полугодия нынешнего года.

Удельный вес экспортных поставок в общем объеме производства на комбинате достиг 48%. Обнадеживают итоги девяти месяцев: отгрузки в Российскую Федерацию, Латвию, Литву, Китай уже превысили 10 миллионов долларов. Коллектив превзошел свое достижение прошлого года в экспортном направлении – 9,5 миллиона долларов. И поставил перед собой задачу довести внешние поставки 2012 года до 13 миллионов долларов.

Директор предприятия Юрий Громаковский поделился с журналистами еще более амбициозными планами. Благодаря модернизации производства и активным инвестиционным проектам коллектив рассчитывает увеличить выпуск экспортоориентированной продукции до 50%. Если сегодня выработка на 1 человека на комбинате составляет 50 тысяч долларов, то к 2015 году планируется одолеть планку в 70 тысяч долларов на человека.

– Думается, это достойный вклад нашего коллектива в валютную копилку страны, – говорит Юрий Анатольевич.

Такой производительный труд обеспечивает не только рентабельную работу, но и высокую заработную плату. Средняя зарплата по комбинату составляет 6 миллионов рублей.

Основным внешнеторговым партнером этого предприятия, как, впрочем, и других барановичских производителей, является Россия. На ее долю, сообщила в своем докладе начальник управления экономики горисполкома Раиса Уласович, приходится более 88% экспортного потенциала Барановичей. На другие страны СНГ – Украину, Казахстан – лишь 5,8%. Экспорт в страны дальнего зарубежья за семь месяцев года составил немногим более 6% от общего его объема.

Хлопчатобумажное объединение – одно из немногих предприятий города, которое продвигает свою продукцию в дальнее зарубежье. Туда идет 19% от общего объема экспорта предприятия. Причем поставки в эти страны возросли в 2012 году более чем в 2,5 раза.

Внешнеторговой деятельностью занимаются 25 промышленных предприятий города. Свою продукцию они отправляют более чем в 40 стран мира.  Раиса Уласович подчеркнула, что на протяжении последних лет мы имеем рост экспортных поставок и положительное сальдо внешней торговли. Темп роста экспорта товаров замедлился в июле текущего года. Из-за этого оказался невыполненным прогнозный показатель. Причина сбоя – сокращение внешних поставок предприятиями без ведомственной подчиненности. И это вылилось почти в четверть от общего объема экспортных поставок. 

Данный пример говорит о значимости для города внешней деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Следует, однако, заметить, что статистика предоставляет отчетность по всем экономическим и финансовым показателям субъектов бизнеса только с официального согласия собственников. По этой причине мы не знаем реальной картины внешнеэкономической деятельности такого крупного представителя барановичского бизнеса как мебельная фабрика «Лагуна», ОДО «Паритет технологии».

К слову, город не имеет и полной информации о деятельности станкостроительного завода по экспорту-импорту продукции, так как вся отчетность этого предприятия проходит в Минске. Конфиденциальной по этому виду деятельности является информация авиаремонтного предприятия как оборонного.

Перед городской статистикой не отчитывается «Бархим» – в  связи с вхождением в свободную экономическую зону «Брест». По этой же причине скоро не будут учитываться и показатели экспорта-импорта БПХО.

А удельный вес экспортной продукции в общем объеме промышленного производства города за семь месяцев года составил 24% (за аналогичный период прошлого – 34%). Устойчиво удерживают позиции на внешнем рынке предприятия машиностроения. Экспорт возрос на заводах автоматических линий и станкопринадлежностей, «Торгмаше» и автоагрегатном. Доля внешних поставок в объемах промышленного производства предприятий машиностроительного комплекса составляет около 30%, а в акционерном обществе «Торгмаш» приблизилась к 70%. Если в целом по городу сальдо внешнеторгового оборота составило плюс 18 миллионов долларов США, то в данной отрасли – плюс 15,7 миллиона долларов.

К слову, предприятия машиностроения перекрывают отрицательные показатели сальдо внешнеэкономической деятельности хлопчатобумажного объединения и «Барановичхлебопродукта». Последнее предприятие, наряду с комбинатом пищевых продуктов, обувной фабрикой, производителем мебели «Явид» и «Шарм-Премьер», поставки за рубеж снизило. Отрицательное сальдо допустили и швейная, обувная фабрики,  предприятие «Блик».

На 11 предприятиях из 22 вырос импорт. На этот показатель влияет высокая зависимость экономики республики в целом и барановичских производителей, в частности, от ввозимого сырья, материалов, оборудования, комплектующих, которых в Беларуси не выпускают. Удельный вес так называемого критического импорта составил 76,7% в общем его объеме.

Поэтому так важны для экономики импортозамещающие проекты. Наиболее значимую работу в этом направлении ведет коллектив хлопчатобумажного объединения. Здесь организовано производство новых тканей для постельного, столового белья, одежды, освоен выпуск марли, медицинских бинтов, меланжевой пряжи.

Серьезную озабоченность городских властей вызывает работа предприятий-экспортеров в ситуации, когда Россия вступила в ВТО. Снижение ставок единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза неблагоприятно отразится на внешнеэкономической деятельности, в том числе на конкурентоспособности продукции белорусских производителей. На рынок Российской Федерации хлынут товары китайского производства по демпинговым ценам. А это серьезно усложнит сбыт белорусской продукции.

Переломить ситуацию может только активная модернизация предприятий и производств, внедрение высокотехнологичного и производительного оборудования,  новых технологий. Это, конечно, потребует значительных вложений, как собственных, так и заемных. 

Удержать и упрочить позиции на внешнем рынке – задача не из легких. Но она вполне выполнима, если заниматься ее решением серьезно и скрупулезно. Так, как делает это коллектив комбината ЖБК. Не стали бы возможны нынешние успехи предприятия без грамотной маркетинговой политики, без продуманной рекламы. Об этом говорил на сессии и руководитель комбината Юрий Громаковский. О том, что барановичский производитель имеет свое имя и имидж, серьезно конкурирует на внешнем и внутреннем рынке, говорит и тот факт, что дважды были предприняты попытки взломать сайт комбината ЖБК. 

Но почивать на лаврах на предприятии не собираются. Вот-вот здесь внедрят систему экологического менеджмента, в будущем году её сертифицируют. К слову, предприятие уже имеет сертификаты соответствия европейским нормам на производство аэродромных плит, свай и многопустотных плит.

Импонирует позиция руководства комбината в том, что второстепенных участков работы не бывает. В экспортном векторе – тем более. Актуальность внешнего сотрудничества, подчеркнул председатель горисполкома Виктор Дичковский, приобретает особую остроту.



  • Мы в социальных сетях: