Наверх

Какова судьба найденной у Полесского вокзала в Барановичах брусчатки

16.08.2019 2533 Наш край

Интересную находку сделали строители, которые сейчас проводят реконструкцию привокзальной площади в Барановичах.

bruschatka_5.jpg

Под несколькими слоями асфальта  обнаружился слой брусчатки и булыжников, уложенных полосами в качестве дорожного покрытия.

bruschatka_1.jpg

Первые находки брусчатки рабочие СМП-760 – главного подрядчика работ по реконструкции привокзальной площади вокзала Барановичи-Полесские  сделали еще во время благоустройства стоянки с левой стороны вокзала (возле паровоза). Тогда обнаружилось порядка 200 квадратных метров старого дорожного покрытия.

Когда сняли асфальт с большой стоянки, расположенной перед главным входом в вокзал, на свет показались новые ряды брусчатки и булыжника.

bruschatka_6.jpg

 – Еще начиная работы, мы знали, что под асфальтом есть старое дорожное покрытие, но не знали, какую территорию оно занимает, – говорит заместитель начальника СМП-760 Игорь Троцкий. – Когда стали копать траншею под прокладку ливневки, его стали извлекать достаточно много.

Сегодня любой желающий может увидеть старую брусчатку и горы булыжников, которыми когда-то была вымощена вся территория перед вокзалом.

bruschatka_2.jpg

bruschatka_7.jpg

bruschatka_8.jpg

bruschatka_10.jpg

bruschatka_9.jpg

bruschatka_11.jpg

bruschatka_12.jpg

bruschatka_13.jpg

По словам Игоря Троцкого, все дальнейшие работы по благоустройству пока приостановлены: «Нужно корректировать проект, вносить в него изменения в связи с открывшимися обстоятельствами».

Что же стало с той брусчаткой, которую дорожные рабочие успели извлечь за последние дни? Как рассказал «Нашему краю» главный инженер «Барановичиремстроя» Федор Голобурда, брусчатка вместе с песком отвозится на площадку предприятия, расположенную в Лесино. Там дорожный камень и булыжники очищаются, сортируются и складируются.

О дальнейшей судьбе камня «Нашему краю» рассказал Виталий Полуянчик, главный архитектор города Барановичи:

– В качестве дорожного покрытия использовать этот материал нельзя: он недостаточно прочен для этого. А вот в благоустройстве парков, скверов, пешеходных зон его можно применять. Сказать точно, где он будет уложен, пока сложно. Это будет зависеть от общего количества пригодного для вторичного использования материала. Пока могу предположить, что было бы красиво выложить из такого камня территорию вокруг фонтана в парке им. 30-летия ВЛКСМ. Однако, повторюсь, для принятия окончательного решения нужно видеть объем брусчатки.

О том, когда появилась брусчатка на привокзальной площади, а также о том, что это за камень, мы поговорили с Владимиром Зуевым, старшим преподавателем кафедры естественно-научных дисциплин Баргу, председателем ЭКОО «Неруш», депутатом городского Совета депутатов.

bruschatka_4.jpg

– Камень уложили поляки во времена Второй Речи Посполитой (1918‒1939), – говорит Владимир Николаевич. – В то время камень широко применялся в качестве материала для благоустройства дорог. Могу сказать, что в Барановичах брусчатка была выложена практически на всех улицах. И сегодня во многих местах она сохранилась под толстым слоем асфальта, который стал широко применяться в конце 50-х – 60-х годах прошлого века в качестве дорожного покрытия.

По словам Владимира Зуева, брусчатка, найденная на привокзальной площади, выполнена из гранитодиорита – камня, близкого по составу к граниту и диориту. В отличие от гранита  эта порода менее прочная и плотная, не выдерживает больших нагрузок.

– Во времена, когда в городе было не больше десятка автомобилей, а основным средством передвижения был конный транспорт, гранитодиорит был хорошим дорожным покрытием. Сегодня же справиться с нагрузкой он не в состоянии, – отмечает Владимир Зуев.

Вероятно, этим и объясняются «волны», прогибы в асфальте на привокзальной площади: уложенный в качестве основы под асфальт камень не выдерживал сотен автомобилей и ломался, крошился от нагрузки.

Кстати, брусчатка, которая до сих пор служит городу на участке улицы Советской, выполнена из базальта, куда более прочного и долговечного материала. Поэтому она и может использоваться в качестве дорожного покрытия, в отличие от привокзальной брусчатки.

– Базальт в Беларусь поставляли из Ровенской области, которая находится от нас совсем недалеко, – рассказывает Владимир Зуев. – Откуда же привозили гранитодиорит, сказать не могу. Сейчас этот камень, широко применяемый в строительстве и благоустройстве территорий в качестве декоративного материала, добывают на карьерах в Микашевичах. Но эта разработка появилась уже в послевоенные годы.

По мнению нашего собеседника, находка, сделанная дорожными рабочими, вовсе не является исторической ценностью, а просто хорошим декоративным материалом.

bruschatka_14.jpg

bruschatka_15.jpg

Ирина СОСНИНА

Фото автора




  • Мы в социальных сетях: