Наверх

Индивидуальные предприниматели получили очередную отсрочку работы в новых условиях

26.02.2015 581 Наш край

IMG_5921Индивидуальные предприниматели, реализующие на рынках и в торговых центрах товары легкой промышленности, вновь получили очередную отсрочку для работы в новых условиях.

Государственный контроль за соблюдением требований технического регламента «О безопасности продукции легкой промышленности» Указом Президента № 90 от 20 февраля приостановлен до 1 июня 2015 года. Но это не значит, что цивилизованные требования легализовать товар, иметь на него документы отменят.

Так что нынешняя весна даст время индивидуальным предпринимателям принять окончательное решение о будущем своего бизнеса.

ПОЛЯРНЫЕ МНЕНИЯ

При определенных усилиях, конечно, можно подстроиться под требования технических регламентов и получить соответствующие документы, – озвучивает свою позицию директор рынка «Алексеевский» Елена Терентьева, – но, может быть, сейчас, когда на рынке труда обострилась ситуация, не самое лучшее время менять правила игры? Да и по большому счету, зачем? У потребителя должен быть выбор: купить дорогой товар, удостоверяющий его безопасность и качество, либо товар без документов, но дешевле. Так почему мы должны лишать его этого выбора?

– А почему индивидуальные предприниматели должны работать без документов? – недоумевает директор частного строительного предприятия Дмитрий Савицкий.Почему на них не распространяются условия, в которых трудимся мы, все производители? Мы же не плачем, не жалуемся, не грозим тем, что не выйдем на работу, когда меняются условия бизнеса, а у индивидуальных предпринимателей все время какие-­то собрания, требования и т.д. Каждый должен понимать, что бизнес – это определенный риск, здесь надежда только на себя и ни на кого другого. В конце концов, у нас цивилизованный рынок, мы все находимся в рамках правового поля, так почему кто­-то действует и имеет документы, а кто-­то торгует подпольным импортным товаром? Разве это законно?

– Незаконно, – отвечаю своему собеседнику, выражая солидарность с его мнением. Одежду и обувь на рынке не покупаю, а приобретая эти вещи в магазине, обязательно изучаю ярлычок: состав, производителя. Да и, честно говоря, магазинному товару доверяю всецело: у меня есть гарантия.

Убеждена: потребитель должен приобретать безопасный товар, а предприниматель, реализующий такой товар, нести ответственность за то, что он продает.

На сравнительно дешевый товар «клюнула» прошлым летом: на рынке «Полесский» купила сыну-­студенту шорты. Приобретения хватило ровно на два месяца. Обновка расползлась по швам «по живому». «Вот попалась, – корила себя, – за «дешевку», между прочим, 120 тысяч рублей отдала – тоже ведь деньги, их заработать нужно». Этой единичной за последние четыре года покупки на рынке хватило, чтобы всю необходимую одежду и обувь покупать исключительно в магазинах.

И вот что интересно: ни в одном торговом предприятии – Доме торговли «Радуга», «Подарках», «Элизе», «Товарах для детей», «Тканях» – документ соответствия товара требованиям законодательства никто не спрашивает, и так ясно, что товар легальный, а значит, безопасный.

Не погрешу против истины, если скажу, что и на рынке вряд ли кто из покупателей интересуется документами на товар. Человеку что нужно? Чтобы вещь была качественной.

СТРАСТИ ВОКРУГ РЕГЛАМЕНТА

Бурные страсти в среде индивидуальных предпринимателей развернулись вокруг технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», вступившего в силу еще 1 июля 2012 года. Однако до 1 июля 2014­го действовал переходный период, во время которого предприниматели могли продавать товары легкой промышленности – одежду, обувь – без документов соответствия данному техрегламенту.

Позже совместным Постановлением Минторга, Минсельхозпрода, Мин­здрава и Госстандарта республики срок реализации остатков товаров легкой промышленности без сертификатов соответствия либо деклараций о соответствии был продлен до 1 марта нынешнего года. Теперь вот до 1 июня. А с 1 июня начнем жить цивилизованно: на каждый товар иметь документ, подтверждающий легальность его происхождения, а значит, и безопасность.

Но далеко не все индивидуальные предприниматели рады такой перспективе.
– Поймите, – убеждала меня индивидуальный предприниматель Наталья Севрюк, торгующая на рынке «Полесский», – покупателям эти документы не нужны, им нужен такой товар, который они купят, то есть дешевый.

Я в этом бизнесе с 1995 года. Но даже если бы хотела торговать легально, с документами, кто мне выдаст сертификат в Москве на несколько единиц товара, которые я закупаю в четырех точках? Да в России и нет таких документов – это только нас, предпринимателей Беларуси, поставили в такие рамки. Из-­за этого у нас рухнет бизнес, мы потеряем работу.

В считанные минуты нас с Натальей окружили еще несколько предпринимателей.

– Да посмотрите, сколько времени вы здесь стоите, а хоть один покупатель поинтересовался товаром? Все проходят мимо, даже не заглядывая в роллет, – не скрывала эмоций предприниматель Светлана.

– Что же вы здесь стоите, если ничего не продается? – недоумеваю в ответ.

– Каждый думает, что будет лучше, не покидает надежда, что нас поймут, – искренна Светлана и продолжает: – Кому плохо, что мы платим налоги, да и немалые, в бюджет? Если наш бизнес «прикроют», никому от этого лучше не станет.

– Лично я останусь без средств к существованию, – расстроена Наталья Севрюк. – А где искать работу? Какое предприятие меня возьмет? Идти уборщицей, имея высшее образование, не хочу…

Ну что ж, у Натальи такая позиция.

ТЕНДЕНЦИЯ НА ТОВАР С ДОКУМЕНТОМ

На том же рынке «Полесский» я встретила немало индивидуальных предпринимателей, которые пытаются минимизировать риски в своем бизнесе и оформляют документы. Елена Лапко торгует пледами, тюлями, шторами, возит товар из Москвы, Турции. На часть, по её словам, сертификат соответствия имеется. Но предприниматель по-­прежнему опасается теперь уже в надежности этих документов. А на то, чтобы заказать сертификацию продукции, уйдет время, деньги.

Во­-первых, не надо брать сомнительные документы. Неужели не ясно, что если под сертификатом стоит фамилия Шпиндельглаз, то это – «липа»? – комментирует ситуацию начальник отдела сертификации центра стандартизации, метрологии и сертификации Александр Карпович. – Во-­вторых, кто заставляет предпринимателей, торгующих одеждой, обувью, делать сертификат? Это не их дело, не их работа. Сертифицировать продукцию должен производитель. А коль такого нет, зачем вы создаете себе проблемы? Зачем покупаете товар в том месте, где на него не могут выдать сертификат или декларацию?

В той же Москве можно найти тысячи деклараций на одежду в фирмах, на оптовых базах, у производителей, и каждая декларация выписывается на широчайший ассортимент. Кроме того, в Беларуси не надо переоформлять российский сертификат, он действителен у нас. Но нет, некоторые наши предприниматели упорно продолжают идти по проторенному пути и берут одежду у каких­-то подпольных фирм. Для чего?

Потому что она гораздо дешевле, – высказывает свое мнение продавец Антонина Ананько, которая работает у индивидуального предпринимателя Анастасии Ананько. – Наш рынок – не для богатых людей. Порой цена – основной критерий покупки.

Но очередной собеседник индивидуальный предприниматель Владимир Торкайло, который занимается изготовлением мебели по заказам, опровергает эту точку зрения:

Когда говорят, что на рынках люди ничего не покупают, я не соглашаюсь. Просто теперь многие одеваются в других местах: там, где созданы хорошие условия для примерок, где торгуют легальным товаром. А многие наши мелкие торговцы на рынках как работали десять лет назад в палатке, так по привычке продолжают свою деятельность и теперь, только перешли в роллет.

Цена – сегодня уже не аргумент для рынка. Считаю, будущее для мелких предпринимателей в торговле есть только в том случае, если они будут работать по всем правилам. А кто не выдержит – с рынка уйдет. Я часто езжу по делам бизнеса в Литву, бываю там на таком же рынке. Аналог того же техрегламента там работает давно. На весь товар нужны сертификаты. И вы не найдете ни одной вещи, на бирке которой не было бы состава, рекомендаций по уходу, страны происхождения.

Некоторые мои собеседники недоумевали: на данный момент в республике работает 35 технических регламентов Таможенного союза, а только вокруг одного – 17­-го «О безопасности продукции легкой промышленности» заварилась такая кутерьма. По-­моему, все объясняется легко: в этой сфере деятельности – розничной торговле одеждой, обувью – занято большинство индивидуальных предпринимателей из тех 5 891, которые зарегистрированы в Барановичах.

И еще: некоторые индивидуальные предприниматели убеждены, что при торговле без документов их ждут такие карательные меры, как конфискация товара. «Неправда, – авторитетно заявляет заместитель начальника областной инспекции Госстандарта – начальник отдела по городу Барановичи Павел Соколовский, – о конфискации речь не идет. Будет только запрещена реализация товаров без сертификата или декларации. Сумму штрафа – в размере до двукратной стоимости реализованной продукции – устанавливает суд на основе нашего протокола».

Но все это – после 1 июня. И пока есть время подумать, предпринять определенные шаги, чтобы подобного не случилось.

ТОВАР – С НАКЛАДНОЙ

А с 1 марта, как и предусмот­рено законодательством, вступит в полную силу Указ Президента № 222, который обязал индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога обзавестись сопроводительными документами на весь реализуемый товар.

Что это за документы? Товарная накладная либо даже мягкий товарный чек, которые подтвердят приобретение товара, допустим, в той же Москве. Причем эти документы, утверждает начальник отдела консультаций Министерства по налогам и сборам по городу Барановичи Вячеслав Майковский, действительны на всем пути перемещения товара до места его хранения. Уже здесь, в Беларуси, на своем рабочем месте продавец – он же индивидуальный предприниматель, должен выписать товарно-­транспортную накладную на бланке строгой отчетности, который приобретает в налоговой инспекции.

Кроме того, 222-­й Указ дал возможность индивидуальным предпринимателям продать остатки товара без названных документов в переходный период – с 1 июля 2014 года, когда он вступил в силу, до 1 марта 2015­го. Описи остатков по состоянию на 1 июля минувшего года в инспекцию представили 1 320 индивидуальных предпринимателей. Сумма остатков товара варьировалась от 10 миллионов до 1 миллиарда рублей.

Вы продали остатки своего товара? – интересуюсь у симпатичной продавщицы первого в ряду роллета, которая не пожелала назвать свое имя.

Нет, конечно, – заявляет молодая женщина. – Кто сейчас купит одежду летнего ассортимента?

– А цену снижать не пробовали? Глядишь, и распродали бы сарафаны да платья.

– Цену снижать? Да вы что?! Лучше я в интернат эту одежду отдам.

И так думает не одна она. Но вот парадокс: казалось бы, людям предоставили возможность продать товар без документов, а они вместо того, чтобы распродавать его, под видом остатков стали ввозить новый товар, совершая в российскую столицу три – четыре поездки в месяц. При этом, говорит Вячеслав Майковский, не заплатили даже минимальный ввозной налог на добавленную стоимость.

Но реальная ситуация такова, – отмечает начальник отдела консультаций налоговой инспекции, – что часть предпринимателей все же нашла возможности и тех поставщиков, которые выдают необходимые документы для реализации товара.

К СВЕДЕНИЮ

На февраль 2015 года в бюджет Барановичей уплатили единый налог 2 533 индивидуальных предпринимателя (210 человек перешли на упрощенную систему налогообложения) на сумму 2 млрд 309 млн рублей.

На февраль 2014 года – соответственно 2 698 человек на сумму 2 млрд 348 млн рублей.

Светлана ГИЛЬ



  • Мы в социальных сетях: