Сегодня все в этой сфере вертится вокруг покупателя. От него и от его кошелька зависит, как сработает торговля в целом и каждое предприятие в отдельности. В 2010-м барановичская торговля отличилась по всем параметрам: доведенные задания не только выполнила, но и перевыполнила.
В этой сфере ни среди предприятий торговли, ни среди предприятий общественного питания нет субъектов убыточных.
Наиболее высокие результаты показали торговые предприятия «Свитанак», «Подарки», «Южанка», «Витязь», «Новинка» и другие.
В начале 2011-го в Барановичах насчитывалось 523 магазина. За минувший год появилось 6 новых объектов торговли и 8 предприятий общепита. Нынешний год пополнит это количество: ожидается открытие мебельного салона «Тимбер-техно» и торгового комплекса «Светиловский».
Таким образом на одну тысячу жителей у нас приходится 365,3 м2 торговых площадей при нормативе 280 кв. метров. В общественном питании соответственно 23,4 посадочных места на тысячу жителей при нормативе 17. Но этого явно недостаточно, потому что барановичане, особенно в сезон свадеб, явно ощущают нехватку мест в предприятиях общепита. Поэтому в ближайшие пять лет городу необходимо строить новые рестораны, кафе, блинные, чтобы довести число посадочных мест до 40 на тысячу жителей.
Минувший год ознаменовался значительной активностью покупателей. Продажи увеличились по 43 группам товаров. Больше всего горожане тратили средств на приобретение обуви, одежды, верхнего трикотажа, телевизоров, стиральных машин, холодильников, морозильников. Увеличилась потребность в мясе птицы, мясных и рыбных консервах, сырах, соках. В связи с этим директор комбината пищевых продуктов Александр Тарасевич попросил работников торговли и дальше активно продвигать барановичские соки.
Александр Тарасевич искренне говорил о том, что на небогатом предприятии – от реализации продукции в прошлом году рентабельность составила только 0,9%, чистый убыток более 2 миллиардов рублей – выпускается очень хорошая и качественная продукция. Она не имеет ни красителей в своем составе, ни ароматизаторов, ни усилителей вкуса. Но из-за разницы в 100-200 рублей не может конкурировать с аналогичной продукцией других производителей.
В соковое производство комбината вложено почти 19 миллиардов рублей. Но оно оказалось не только перспективой предприятия, но и самой большой его проблемой. Барановичские натуральные соки не востребованы на рынке. Но другие, более дешевые, убеждал Александр Тарасевич, это совсем не натуральный продукт, а несколько раз разбавленный водой, другими компонентами и концентрированный.
На эмоциональное выступление руководителя комбината пищевых продуктов откликнулся директор ОДО «Южанка» Артур Козлов:
– В самом деле, пьем суррогат в то время, когда под боком свой такой хороший продукт. Давайте поможем производителю, – обратился он к коллегам.
Вот как на сей счет высказалась директор ОДО «Усход» Зинаида Филимонова:
– Соки «Сочный», «Добрый» у моей внучки, например, вызывают аллергию. Я их ей давно не даю. А белорусские соки и пюре она ест и пьет безо всяких последствий для здоровья. Но в отношении продвижения барановичского сока, считаю, мы мало чем можем помочь. Не может торговля класть все яйца в одну корзину – это противоречит главному принципу успешного хозяйствования. Вот и хлебозавод обижается на нас за то, что торгуем минским и лидским хлебом. Но ведь эти поставки – капля в море по отношению к объемам барановичского производителя. А покупатель имеет выбор. Он и только он может регулировать спрос и предложение. И мы должны угодить всякому покупателю – иначе какой авторитет будет у магазина?
Если рассматривать в целом, то в общих покупках удельный вес товаров белорусского производства составил более 78%, в том числе продовольственных 88,2%, непродовольственных 63,8%. Казалось бы, статистика неплохая. Но стоит задача и далее активно пропагандировать свой товар по таким группам, как телевизоры, холодильники, морозильники, стиральные машины, синтетические моющие средства.
Среди не выполнивших показатель розничного товарооборота были названы Дом торговли «Радуга», торговое предприятие «Алеся», ниже уровня 2009 года сработали магазины Барановичской птицефабрики, фабрики художественных изделий и другие.
Валентина Моховик указала и на недостаточный уровень безналичных платежей: всего 5% в общем объеме при задании 8%. А надо выйти на показатель 15%.
Неплохим сложился для торговли первый месяц нынешнего года. Покупателей не стало меньше. Значительно прибавили в товарообороте магазины «Златка», «Дор ОРС», ОАО «Продукты».
Что и говорить, в этой жесткой конкуренции торговые предприятия ведут борьбу за покупателя. В ОДО «Советский», к примеру, цену на мясо птицы снизили на 17%, себе оставляют только 5%!
Тот же популярный у покупателей магазин «Южанка», который явился в городе первопроходцем внедрения компьютерной программы для постерминального оборудования, и новый год начал с обновления. 240 миллионов рублей потрачено на современное холодильное оборудование. За счет подсобных помещений здесь расширяют торговую площадь. Будет работать свой кулинарный цех.
В «Усходе» также внедрена и уже успешно работает автоматизированная система расчетов с покупателями. Кардинально изменился внутренний интерьер магазина. И уже в январе предприятие вышло на товарооборот, равный, по словам Зинаиды Филимоновой, «докризисному». Зинаида Антоновна связывает ситуацию с появлением рядом крупного конкурента – «Евроопта».
Не потерял своего покупателя и Дом торговли «Радуга». Из-за реконструкции улицы Советской в прошлом году, сказал директор Анатолий Трусковский, поток снизился на треть, а то и более. Однако уже в январе нынешнего года рост товарооборота по «Радуге» составил 138% в действующих ценах.
Универмаг – один из самых успешных торговых предприятий по доле безналичных платежей. Их удельный вес здесь составляет 18%. В прошлом году предприятие получило 5 миллиардов рублей по расчетам пластиковыми карточками. В 2011-м эту цифру необходимо довести до 30%.
– Мы премируем продавцов за увеличение количества безналичных расчетов, даем скидки покупателю при расчете пластиковой карточкой, чтобы стимулировать его. Однако при рентабельности в 1% мы не можем дальше увеличивать скидки. Нужен иной подход. За проведение безналичных расчетов должны снизить платежи прежде всего банки.
Претензии в адрес банков высказала и директор ООО «Торговые ряды» Лариса Патук. Для закупки товара в сети магазинов «Цвик» предприятию не хватает свободных оборотных средств. А банки предоставляют кредиты под очень высокие проценты.
Интересный пример на сей счет привел Артур Козлов:
– Мы давно и плодотворно работаем с «Приорбанком». И разрешаем разные вопросы, в том числе и размер кредитной ставки. Сейчас большой выбор банков, думаю, они тоже заинтересованы в сохранении клиента. Не пошли в этом учреждении навстречу, пойдут в следующем.
Для «Южанки» в этом году появилась другая проблема. В 2007 году ее директор по собственной инициативе сдал 2 тонны металлолома. И попал, что называется, в сети. С тех пор предприятие включено в список обязательных субъектов по сдаче отходов металла.
– Нынче мы должны сдать уже три тонны. Ладно, в прошлом году демонтировали старый лифт и таким образом задание выполнили. А где взять металлолом сегодня?
Выступающие поднимали и вопросы подготовки квалифицированных кадров для своей сферы. Сейчас это становится серьезной проблемой.
Вот такие страсти вокруг покупателя.