Семь месяцев коллектив текстильщиков трудится с новым руководителем. Ивану Турчаку досталось сложное наследство: большие складские запасы, финансовая нестабильность предприятия, низкая заработная плата да все возрастающая цена на хлопок.
Однако и городская, и областная вертикаль связывали с инициативным и деловым специалистом особые надежды.
– Нельзя сказать, что ситуация резко изменилась, – констатировал на днях генеральный директор БПХО на заседании горисполкома, докладывая о положении текстильщиков за три месяца года. – Она и сейчас остается сложной.
За отчетный период на хлопчатобумажном объединении выпущено продукции на 35, 5 миллиарда рублей, что составило 150% к аналогичному периоду прошлого года. Однако уровень рентабельности продаж отрицательный – за два месяца минус 1,3%, а вместо прибыли от реализации коллектив получил убыток в размере 241 миллиона рублей.
Логично, что в такой ситуации текстильщики по-прежнему получают мало: за март средняя заработная плата поднялась до отметки 830 тысяч рублей.
По мнению Ивана Турчака, не позволяет эффективно двигаться в нужном направлении и то количество персонала, что есть на хлопчатобумажном объединении. Оно должно быть как минимум в два раза ниже – так работают самые успешные конкуренты текстильщиков.
И за их продукцией сегодня стоит очередь.
Еще одна проблема БПХО – недостаточный уровень специалистов, особенно маркетинговой службы. Сейчас среди специалистов ведутся тренинги, переобучение. По старинке жить не получится, заметил Иван Турчак.
Руководитель предприятия не скрывал, что из-за недостатка оборотных средств и малых поступлений выручки увеличилась кредиторская задолженность барановичских текстильщиков. Усугубляется положение ситуацией на хлопковом рынке. Цена на белое золото, от которого зависит блеск или нищета трехтысячного коллектива, выросла в 3 раза и уже сейчас составляет более пяти тысяч долларов за тонну. Рынок, по выражению Ивана Турчака, стал падающим.
– Не надо кивать на высокую цену хлопка, – прервал отчет Ивана Турчака председатель горисполкома Виктор Дичковский. – Она для всех выросла. Лучше поделитесь, как из этой ситуации выходите. Вот и складские запасы опять выросли – там заморожено почти 30 миллиардов рублей.
В ответ генеральный директор БПХО рассказал о новой тактике. Теперь текстильщики работают только под заказ коммерческих служб. Разрабатывается новая упаковка. А в целом все теперь вертится вокруг себестоимости продукции, вернее, ее снижения. Для этого на предприятии затеяли даже структурную перестройку подразделений: с 1 мая в самостоятельное плавание отправляются и текстильное производство, и швейная фабрика. Текстильщики пошли и на то, чтобы поменять свой устоявшийся брэнд. Во всех областных центрах будут функционировать магазины-склады, такой уже работает в Могилеве, вот-вот откроется и в столице. Нацелен коллектив и на российский рынок, и на западный. В восточном направлении предполагают продвигать готовые изделия, в западном – суровые и отбеленные ткани.
В начавшейся пятилетке БПХО ожидает крупный инвестиционный проект в размере 216 миллиардов рублей. Направлен он будет на перевооружение прядильно-ткацкой фабрики и дооснащение отделочного производства. Кроме традиционного постельного белья, текстильщики намерены выпускать столовое белье и сорочечно-блузочные ткани.
– Мы работаем с импортным сырьем, но, считаю, неправильно будет полностью уйти от хлопка. Все решения должны в первую очередь исходить из экономической целесообразности. Одним словом, перспектива есть, но пока ситуация достаточно сложная, – подытожил свою информацию генеральный директор хлопчатобумажного объединения.
– А каков объем ваших изделий на внутренний рынок, для госнужд? – поинтересовался член исполкома, генеральный директор станкостроительного завода Владимир Решетко.
Ивана Турчака опередил председатель городского Совета депутатов бывший руководитель БПХО Александр Селифонтов:
– Да всего лишь 10% от потребности рынка. А 90% завозится извне: из Китая, Индии, России.
– Непонятно все это мне, – вслух рассуждал Владимир Решетко. – Государство вкладывает огромные средства в предприятие, которое выпускает качественную продукцию для нужд медицины, железной дороги, армии, а затем за валюту (!) покупает плохие импортные постельное белье, марлю только лишь потому, что оно дешевле. Но кто посчитал, сколько прослужит такой импорт? Что эффективнее эксплуатируется?
А почему маркетинговым службам предприятия не заняться санаторями, оздоровительными базами отдыха, агроэкоусадьбами – это же такой рынок!
Резко отреагировал на ремарку члена исполкома участвовавший в работе исполкома заместитель председателя концерна «Беллегпром» Анатолий Гуров. Он заметил, что проект выпуска марли и бинтов для нужд отечественной медицины действовал пять лет. У могилевского производителя «Лента» по бинтам все получилось, а у нашего объединения – нет.
– Сегодня к БПХО больше вопросов, – был категоричен представитель концерна. – У вас отрицательное сальдо, нужно развивать экспорт. Пока ваши обороты, Иван Григорьевич, очень минимальные.
После этих резких слов Владимир Решетко не сдержался:
– Коль у молодого и предприимчивого руководителя недостаточно опыта, слабо работает его маркетинговая служба, пусть разработают стратегию развития предприятия соответствующие институты, концерн. Ведь собственник БПХО – государство. И, по-моему, этот собственник управляет неэффективно. Во всяком случае, мне кажется странной позиция вышестоящих органов.
– Спрос будет по полной программе, – отреагировал на сказанные слова Анатолий Гуров.
– Да спрос уже с которого директора, – пытался отстоять позицию города и руководства объединения Владимир Решетко, – а воз и ныне там. Не директора, а система плохо работает.
Не согласиться с мнением опытного руководителя нельзя.